Найти в Дзене
Strategeum-Y

Белорусский выбор - Су(-30СМ)веренитет или российская авиабаза

Оглавление

13 ноября белорусское министерство обороны и госсекретарь Совета безопасности Белоруссии генерал-лейтенант Станислав Зась сообщили о прибытии на авиабазу ВВС Белоруссии в Барановичах первой пары из закупаемых в России 12 запланированных боевых истребителей Су-30СМ. Оба заявления описывали одно и то же событие, но отличались некоторыми нюансами.

Прибытие Су-30СМ на базу ВВС Белоруссии в Барановичах
Прибытие Су-30СМ на базу ВВС Белоруссии в Барановичах

Минобороны сделало акцент на том, что «обновление парка военной техники Вооруженных Сил является результатом многолетнего военно-технического сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией… Решению о принятии на вооружение самолетов такого типа предшествовал цикл научно-исследовательских работ по формированию облика белорусской армии на среднесрочную перспективу, выполненных учеными Научно-исследовательского института Вооруженных Сил по заказу Министерства обороны Беларуси».

В свою очередь Станислав Зась отметил, что Минск попросил у Москвы помощи в «сложной и затратной задаче» по приобретению истребителей, а Россия предложила разместить свою военно-воздушную базу в Белоруссии. «Но это не одно и то же: размещение на нашей земле базы не решает проблему развития нашей собственной боевой авиации». Этот момент из заявления Зася был широко растиражирован в СМИ, в том числе и российскими.

Через сутки акцент, сделанный Засем, был публично усилен президентом Александром Лукашенко, в его типичной для последнего времени нервно-экспрессивной манере: «… мы же выполняем и функции защиты на этом направлении Российской Федерации, народа России. Так почему нам не помочь? Почему не поставить современное оружие? Мы умеем им пользоваться не хуже, чем россияне, но платим за это колоссальные деньги. Я не к тому, что мы не будем выполнять свои функции. Я к тому, что не надо вякать в средствах массовой информации и даже уже на государственном уровне, что белорусы — гиря на ногах».

Будет немыслимым преувеличением полагать, что минобороны Белоруссии расходится во мнениях со своим главковерхом. Ясное дело, там целиком и полностью одобряют и поддерживают… Только вот сотрудничество и взаимодействие с российской стороной этой военно-бюрократической структуре понятно и желательно, тогда как нечто иное, отмечает анонимный телеграм-канал «Трыкатаж», непонятно и вызывает опасение.

Однако это видимая, «надводная» часть айсберга. О подводной его части и подводных течениях вокруг него можно судить в основном по опосредованным признакам и достраивать картину в виде версий.

Исторический экскурс: несостоявшаяся авиабаза России в Белоруссии

Судя по открытым источникам, идея размещения российской авиабазы в тех же Барановичах возникла еще до событий в Крыму. Сообщалось, что о таком намерении министр обороны России Сергей Шойгу заявил в ходе встречи с Александром Лукашенко в апреле 2013 года.

Встреча Александра Лукашенко и Сергея Шойгу в 2013 г.
Встреча Александра Лукашенко и Сергея Шойгу в 2013 г.

Минск первоначально согласился тему обсудить, и передовая группа минобороны России посетила этот районный центр и крупный железнодорожный узел в Брестской области. Но потом консультация вроде бы были заморожены из-за шокового впечатления Александра Лукашенко от крымского кризиса в феврале-марте 2014 года и от роли, которую сыграли российские войсковые формирования, базировавшиеся на полуострове. Для правящей группы в Минске вдруг нарисовалась перспектива реального силового влияния извне на белорусский властный расклад.

На том этапе ставшие традиционными для Сергея Шойгу публичные заклинания о «приближении инфраструктуры НАТО» поддержки в Белоруссии не находили. В Минске обозначалась иная точка зрения — об отсутствии каких-либо признаков военной угрозы у западных границ Белоруссии. В ответ российские медийные ресурсы со специфическим окрасом подняли тезис о дрейфе Минска на Запад, о западных агентах влияния в белорусском руководстве.

Опасения в ближнем кругу Александра Лукашенко еще более усилились, когда в мае-июне 2016 года внезапно, для белорусского руководства, с Урала в Брянскую область к границе с Белоруссией была переброшена российская мотострелковая бригада. В некоторых властных кабинетах в Минске стало очень нервно. А когда в Москве началась горячка с поиском вариантов в интересах легитимно-красивого «трансфера» для Владимира Путина и была резко развернута идея асимметричной интеграции России и Белоруссии, опять вспомнили про историю с проектом российской авиабазы.

На нынешнем этапе, публично черту под дискуссией о базе подвели министры иностранных дел. Для России, по словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, все это стало «неприятным эпизодом». Официальная дипломатичная версия Минска в трактовке министра иностранных дел Белоруссии Владимира Макея основывается на том, что в такой авиабазе «нет ни практического, ни политического, ни военного смысла». Будучи армейским полковником запаса, он со знанием дела указывает на альтернативные возможности современного ракетного оружия.

Исторический экскурс: самолет для ВВС Белоруссии

Потребность белорусской военной авиации в замене истребителей МиГ-29 возникла из-за окончания предельного срока службы этих машин. Было очевидно, что подыскивать что-то на замену будут только в России, где в это время началось продвижение на внешние рынки глубоко модернизированных многоцелевых самолетов в линейке Су-27.

Дальнейшие события описываются в нескольких версиях. Первую изложил генерал-лейтенант Зась.

По второй версии, сначала было российское настоятельное пожелание об авиабазе 2013 года и отказ лично Александра Лукашенко, который в ответ предложил передать в состав белорусских ВВС самолеты, планировавшиеся к размещению на российской авиабазе. Попросту говоря те же самолеты, в тех же Барановичах, но в оперативном владении ВВС Белоруссии. Последовало встречное предложение: продать Белоруссии эти самолеты в модификации, предусмотренной для ВКС России. Но решение Москвы о вариантах оплаты за самолеты Минску, как видим, счастья не добавил. Утверждалось также, что Белоруссия была вынуждена закупить дорогие и избыточные для него тяжелые истребители Су-30СМ в первую очередь для того, чтобы нивелировать давление Москвы по теме авиабазы. А Россия в отместку «развела на деньги» строптивого братского союзника.

В московских СМИ отмечается, что Россия сделала ставку на продвижение самолетов Су-30 как «единого самолета» ВВС стран ОДКБ. Вслед за Казахстаном и Белоруссией самолеты этого же типа закупила Армения и планирует Узбекистан. Естественно, в авиационных частях бывших советских республик накоплен опыт эксплуатации боевых машин линейки Су-27, и переход на родственные модификации создает меньше проблем. А для авиаремонтной отрасли Белоруссии это открывает перспективу очень серьезных заказов на обслуживание такой техники.

Некоторые минские пикейные жилеты, полагающие себя независимыми военными экспертами, отмечали, что придется дорого платить за избыточный боевой потенциал многоцелевого самолета поколения «4++» Су-30СМ, предназначенного в первую очередь для завоевания господства в воздухе. Указывалось, что он имеет боевой радиус действия 1500 км, тогда как протяжённость Белоруссии с севера на юг — 560 км, с востока на запад — 650 км. Пикейные жилеты рассуждали о том, как бы было вполне достаточным закупить, например, шведские новые «Грипены (Jas-39)... Но пазл сложился вполне определенным образом.

В 2017 году министерство обороны Белоруссии заключило контракт с корпорацией "Иркут" на поставку 12 самолетов Су-З0СМ в период с 2018 по 2020 год. Планировалось, что ежегодно Белоруссия будет получать по четыре самолета. Однако уже в начале 2018 года стало очевидно, что начало поставок задерживается минимум на год из-за влияния антироссийских санкций на производство комплектующих. В ноябре 2019 года исполнение контракта началось.

Военно-политическая перспектива

Российско-белорусский военно-политический альянс входит в систему аналогичных двухсторонних союзов с рядом бывших советских республик под эгидой Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Каких-либо серьезных совместных интересов военного плана с другими участниками ОДКБ помимо России у Минска нет. Помимо этого и союз Белоруссии с Россией носит ограниченный характер, поскольку старший партнер далеко не всегда консультируется с партнером младшим по поводу тех или иных своих военных акций, требуя затем их безусловной поддержки.

История с российской авиабазой в Белоруссии наглядно продемонстрировала, что военные интересы партнеров на западном стратегическом направлении совпадают не вполне. Кратковременный заезд команды Михаила Бабича в российское посольство в Минске носил характер «разведки боем» сопровождался, среди прочего, заявлениями типа «Любое нападение на Беларусь в военном плане будет расцениваться как нападение на Россию со всеми вытекающими из этого последствиями». Однако в Минске Бабич никакого позитивного отклика и на этот посыл не нашел. После его выдавливания обратно в Москву в белорусской официальной риторике появился тезис о том, что Белоруссии неоднократно становилась жертвой чужих войн. Для пущей весомости этот тезис озвучил сам белорусский президент. Затем сюда же подверстана незатейливая мысль о том, что размещение российской авиабазы могло бы превратить Белоруссию в потенциальную мишень для ракетного удара НАТО, в случае чего… А потом опять Александр Лукашенко возмущенно о том, что союзник не захотел оказать финансовую помощь при закупке Су-30СМ, мол, поступил не по-союзнически.

Бывший посол России в Белоруссии Михаил Бабич
Бывший посол России в Белоруссии Михаил Бабич

Впрочем, и с западного направления ситуация Белоруссию не радует. Под впечатлением темы Крыма и Донбасса польское руководство попыталось затащить на постоянную дислокацию на своей территории целую армейскую дивизию США. Идея с самого начала выглядела без особых шансов на реализацию, и в конечном итоге ее красиво спустили на тормозах. Но такой замах способствовал очередному подогреву темы российской авиабазы в Белоруссии. Заявленное на 2020 год достаточно крупное американское войсковое учение в Европе «Дефендер-20» тоже создает для Минска достаточно щекотливую ситуацию.

Некоторые наблюдатели язвительно замечают по этому поводу, что белорусский лидер стал жертвой своей предыдущей риторики. Тогда он долго и успешно скармливал российским элитам тезис о том, что в случае того самого чего Белоруссия как надежный союзник защитит Москву от нашествия натовских танков — хотя на тот момент в Белоруссии количество танков было побольше, чем у сопредельных натовцев. Но тогда в Москве насчет военной угрозы НАТО не волновались. Теперь наступили новые времена, с новыми ожиданиями и новыми страхами.

Начало поставок Су-30СМ в Белоруссию вроде бы должно было подвести черту под прежними недоразумениями. Однако нервные пассажи Александра Лукашенко свидетельствуют, что интрига не умерла, и братья-союзники еще поборются за нечто самое существенное.

Наблюдаем и оцениваем.