Открывая новые земли, государства-колонизаторы в первую очередь отправляли к аборигенам миссионеров. Это был наиболее простой и дешёвый способ обосноваться на новых территориях и завоевать расположение туземцев.
В этой статье я хочу рассказать о том, как это происходило на территории Америки.
Обращение в веру.
Когда индеец принимал обет новообращённого, он оказывался в подчинении у отцов-миссионеров в рамках отношений, носивших в сущности патерналистский характер.
Жизнь индейцев близ миссий была связана с множеством обязанностей и кое-какими удовольствиями. В качестве учебного центра миссия приобщала индейцев к христианству. Во францисканских миссиях детей учили испанскому языку. В свою очередь сами иезуиты овладевали индейскими языками.
Обучение.
Миссия была также производственной школой, где индейцев обучали ремёслам, вроде плотничьего дела, каменной кладки, ткачества, садоводства, и другим простым профессиям. Вне миссии труд индейцев использовался для обработки земли, ухода за садами и строительства оросительных каналов и запруд. Они доставляли с близлежащих гор строевой лес для зданий миссии. Другие индейцы, жившие в окрестностях миссии, присматривали за стадами крупного рогатого скота, овец, лошадей и коз.
Развитие сельского хозяйства и ремесел.
Условия в областях, где были обосновывались миссионеры, весьма разнились между собой. На засушливых землях Перу, северной части Мексики, Новой Мексики и Аризоны сельскохозяйственное производство было ограничено теми немногими продовольственными культурами, которые ужа научилось выращивать местное индейское население, — картофелем, маисом, бобами и перцем, к которым добавились завезённые испанцами пшеница, фруктовые деревья и виноград.
На богатых растительностью землях бассейна Чили, центральной и южной частей Мексики и Калифорнии, где иезуиты, доминиканцы и францисканцы создали центры своей деятельности по обращению местного населения в христианство, миссии наладили производство широкого круга сельскохозяйственных продуктов и промышленных изделий.
Высокого уровня достигло производство пеньки, хлопка, табака, кукурузы, риса, сахарного тростника и пшеницы, а огородные угодья миссий поставляли бобы, горох, свёклу, огурцы, лук, картофель и жеруху. Кроме того, миссионерам принадлежали громадные стада крупного рогатого скота, лошадей, мулов и других животных.
Все эти продукты наряду с рядом других, ввозившихся извне, послужили сырьевой базой для обширной промышленной деятельности, включавшей производство тканей, кирпичей, черепицы и гончарных изделий, дубление кож, выделку железных изделий (в том числе сельскохозяйственного инвентаря, замков, ключей, шпор, ножниц и колоколов, а также изготовление животного жира, масла, мыла, вина, муки и приготовление кож и шерсти на вывоз.
В парагвайских миссиях иезуиты установили монополию на торговлю с индейцами, которая вызывала негодование испанских купцов и правительственных должностных лиц. В Калифорнии миссии поставляли значительную часть припасов для фортов и городов, а также для экспедиций в прибрежные районы. Общественная жизнь индейцев сосредоточивалась вокруг миссий.
Культура и традиции.
На заре колокол миссии призывал всех в церковь. После полуденной трапезы и отдыха, с заходом солнца, вечерний колокол созывал индейцев к молитве. Вечером они развлекались.
Наряду с религиозными праздниками устраивались торжества по поводу наступления определённых времён года; особенно значительными были празднества, но случаю уборка урожая. Индейцам часто разрешали отмечать собственные праздники и навещать сородичей. В таких случаях их наставляли внушать своим соплеменникам и сородичам представление о превосходстве жизни в миссиях над жизнью в диком состоянии.
Важным составным элементом жизни в миссиях были состязания пастухов, танцы, бои быков и другие формы развлечений. Возможно, были и такие отцы-миссионеры, которые дурно обращались со своей паствой. Одни пользовались своей властью для эксплуатации труда индейцев; другие (особенно в Венесуэле) занимались даже работорговлей. Но факты этого рода были исключением.
Миссии играли важную роль в общей картине испанских колоний. Они были силой, содействовавшей территориальному росту империи.
Отцы-миссионеры подвизались в роли исследователей и посредников между испанцами и индейцами, запечатлели историю и географию тех пограничных областей, где они действовали, и составили ряд цепных карт, не говоря уже о том, что они привели индейцев в соприкосновение с христианством.
Миссии приносили пользу и тем, что сразу после своего основания они становились центрами, где население находило убежище и защиту от нападений диких племён.
Кроме того, сельскохозяйственная и промышленная деятельность миссий притягивала испанских купцов и поселенцев, благодаря чему они стали теми центрами, вокруг которых начали образовываться постоянные крупные и малые города. Испанский язык, которому обучали индейцев, стал важной силой в процессе синтеза двух культур.