Здравствуйте, коллеги-книголюбы. Поскольку я не оставляю идеи когда-то написать свою собственную художественную книгу, а не только обзоры на фильмы и рекламные статьи, я стараюсь регулярно читать. Читаю как художественную литературу, так и советы бывалых/заслуженных/народных (нужное подчеркнуть). И вот сегодня я закончил книгу-исследование "великого и ужасного" Стивена Кинга. Называется она "Как писать книги. Мемуары о ремесле". И об этом хочется сказать пару слов.
Кого стоит слушать
Наверное, все мы хоть раз слышали фразу: "Те, кто умеет делать - делает, те, кто не умеет - учит". С одной стороны, законы драматургии существуют уже со времен древнегреческих трагедий. Однако, очередные интерпретации появляются каждые 5-10 лет. То Чак Паланик посоветует выкинуть часть слов, чтобы улучшить свой стиль письма. То Блейк Снайдер рекомендует представлять положительного героя спасающим котика, а отрицательного делать еще хуже. Следовать этим заветам или нет - конечно, личное дело каждого. Однако, быть в курсе разных подходов, наверное, все же стоит. Когда я провожу мастер-классы по рекламному копирайтингу, я часто рассказываю слушателям шутку:
Чем хороший копирайтер отличается от плохого? Очень просто - плохой копирайтер использует 10 клише, а хороший 100!
Так вот, книг "Как написать бестселлер", "Как превратить творчество в заработок", "Как стать новым Говардом Лавкрафтом" и т.д. - неимоверное множество. И тут вся разница между восприятием автора. Я прочитал много книг про написание сценариев, но самый сильный отклик в душе оставили лекции Аарона Соркина. Во-первых, это один из самых сильных сценаристов современного Голливуда ("Несколько хороших парней", "Социальная сеть", сериал "Отдел новостей"). Во-вторых, я за его карьерой слежу уже не первый десяток лет. И в и-третьих, он сначала сделал себе имя сценариста, а только потом решил преподавать. А не наоборот. Вот его лекции я слушал всеми фибрами души.
Кого еще можно слушать? Наверное, маму в детстве, когда она говорит "кушай - никого не слушай". То есть ее надо послушать, чтобы никого не слушать. Здравствуй, атональная додекафония.
Кинг
Не назову себя истовым поклонником этого автора, не все его книги мне нравятся, не всё я читал. Однако, упрямые вещи (они же - факты) утверждают, что он - один из самых популярных и влиятельных писателей нашего времени. Да, можно уйти в долгую дискуссию, что вся его популярность началась после экранизации "Кэрри" Де Пальмой и "Сияния" - Кубриком, но не хочу.
И даже если не следовать его заветам (от чего он, кстати, сам отговаривает - следовать слепо), то ознакомиться точно стоит. Для общего развития. А еще написана книга легким языком с большой долей юмора и самоиронии.
С чего бы мне хотеть написать книгу о писательстве? С чего я взял, что у меня есть что сказать?
Очевидный ответ: потому что человек, который столько книг продал, наверняка может что-то стоящее сказать о том, как их пишут.
Цитаты из книги
Ну и - слово автору:
Кино не победит книги. Все эти ребята типа Кингсли Эмиса постоянно твердят: книга мертва, общество сползает в трясину, культура уничтожена, кругом идиоты, имбецилы, телевидение, поп-музыка, разложение, дегенерация и все такое. И тут вдруг появляется чертов Гарри Поттер на 734 страницы, который расходится пятимиллионным тиражом за двенадцать часов. Про себя я промолчу.
Мы - писатели и потому никогда не спрашиваем друг у друга, где мы берем идеи. Мы знаем, что не знаем.
Главное правило успешного автора: много писать и много читать
Дайте себе торжественное обещание никогда не писать "атмосферные осадки", если можно сказать "дождь", и не говорить "Джон задержался, чтобы совершить акт экскреции", когда имеется в виду, что Джон застрял в туалете.
Каждая взятая вами в руки книга дает свой урок или уроки, и очень часто плохая книга может научить большему, чем хорошая.
Писательство – это не зарабатывание денег, не добыча славы, женщин или друзей. Это в конечном счете обогащение жизни тех, кто читает твою работу, и обогащение собственной жизни тоже. Оно чтобы подняться вверх, достать, достичь. Стать счастливым, вот что. Стать счастливым.
Если пишешь (книги, или картины, или лепишь, или поешь – все равно), кто-нибудь обязательно попытается тебе внушить чувство стыда за это.
Нет на свете Свалки Идей, нет Центрального Хранилища, нет Острова Погибших Бестселлеров. Хорошие идеи рассказов приходят в буквальном смысле ниоткуда, падают прямо на голову с ясного неба: две совершенно отдельные мысли сцепляются вместе, и под солнцем возникает что-то новое. Ваша работа не искать эти идеи, а узнать их, когда они появятся.
Не ждите прихода муза. Как я уже говорил, это тупоголовый мужик, не поддающийся творческому трепету.
Ты можешь, ты должен, а если у тебя хватит храбрости начать - ты будешь.
По настоящему сильно испакостить свое письмо можно, если насиловать словарь в поисках длинных слов, потому что короткие как-то стыдно использовать. Это вроде как наряжать домашнюю дворнягу в вечерние платья. Дворняге неловко, а человеку, который совершает такой акт обдуманного жеманства, должно быть еще более неловко.
... продумывание сюжета и спонтанность истинного творчества несовместимы.
...авторское восприятие персонажа может быть таким же ошибочным, как восприятие его же читателем.
Дорога в ад вымощена наречиями, и готов кричать это на стогнах. Если сказать по-другому, то они вроде одуванчиков. Один на газоне выглядит и симпатично, и оригинально. Но если его не выполоть, на следующий день их будет пять.., потом пятьдесят.., а потом, братья и сестры, газон будет полностью, окончательно и бесповоротно ими покрыт. Тогда вы поймете, что это сорняки, но будет – AX! – поздно.
К действу писания можно приступать нервозно, возбужденно, с надеждой или даже с отчаянием – с чувством, что вам никогда не перенести на бумагу то, что у вас на уме или на сердце. Можно начинать писать, сжав кулаки и сузив глаза, в готовности бить по лицам и называть имена. Можно начинать писать потому, что есть девушка, которую вы хотите уговорить выйти за вас замуж, можно начинать, чтобы изменить мир. По любому можно приступать, только не равнодушно.
Первый черновой вариант - притом всей вещи - должен быть написан без чьей-либо помощи (или помехи). Может наступить момент, когда захочется показать написанное близкому человеку - либо от гордости за сделанное, либо от сомнений. Не поддавайтесь этому импульсу. Держите давление, не сбрасывайте его, подвергая написанное чьим-то сомнениям, похвалам или даже добросовестным вопросам кого бы то ни было извне. Пусть вас ведет надежда на успех (или страх перед провалом), как бы трудно это ни было. Придет еще время показать работу, когда вы ее закончите, но даже после этого я советую быть осторожным и еще раз подумать, пока вещь лежит как свежевыпавший снег, на котором есть только ваши следы.
Помните главное правило словаря: берите первое пришедшее на ум слово, если оно подходящее и яркое. Если колебаться и рефлексировать, найдется другое слово – это точно, потому что всегда есть другое слово, но вряд ли оно будет так же хорошо, как и первое, или так же близко к тому, что вы хотели сказать.
Раковина творит жемчужины из соринки под мантией, а не на семинарах по созданию жемчуга с участием других раковин.
Если у вас нет времени читать, то нет времени (или инструментов), чтобы писать. Проще простого. Чтение - творческий центр жизни писателя.
Когда пишешь вещь, ты рассказываешь ее сам себе. Когда переписываешь, главная твоя работа – убрать все, что к вещи не относится.
Никогда не рассказывай того, что можешь показать.
Я считаю, что всякого, кто употребляет фразу «Это классно», надо ставить в угол, а за слова «в данный момент времени» или «в темное время суток» надо отправлять спать без ужина (и без писчей бумаги тоже).
Интрига - это последнее прибежище хорошего писателя и первое прибежище плохого.
Если ты добился какого-то успеха, журналы куда реже пишут "Нам не подойдет".
Если вы никогда никогда раньше этого не делали, то увидите, что чтение собственной книги после шестинедельной отсрочки - впечатление странное, часто даже пьянящее. Она ваша, вы узнаете ее как свою, даже можете вспомнить музыку, звучавшую из колонок, когда вы писали то или это, и все равно вы будто читаете чужую работу, какого-нибудь душевного близнеца, быть может. Так и должно быть, для этого и надо было выждать. Всегда проще убивать чужих любимых, чем своих.
Если хотите быть писателем, вам прежде всего нужно делать две вещи: много читать и много писать. Это не обойти ни прямым, ни кривым путем – по крайней мере я такого пути не знаю.
Если пишешь (книги, или картины, или лепишь, или поешь – все равно), кто-нибудь обязательно попытается тебе внушить чувство стыда за это. Я не философствую – я просто констатирую факт.
Мы – писатели и потому никогда не спрашиваем друг у друга, где мы берем идеи. Мы знаем, что не знаем.
С моей точки зрения, литературное произведение состоит из трех вещей: повествование, которое передвигает действие из точки A в точки B, C и так далее до Z; описание, составляющее чувственно-реальный мир для читателя, и диалог, оживляющий персонажей, давая им речь.
Письмо — отфильтрованное мышление.
Писательство – работа одинокая. И если есть кто-то, кто в тебя верит, – это уже очень много. Тому, кто верит, не надо произносить речей. Он верит – этого достаточно.
У меня на этом все. Спасибо, что прочитали.
П.С. а чтобы стать новым Лавкрафтом, нужно начинать с азов - освоить в совершенстве... деепричастия. Шутка.
Источники:
https://www.livelib.ru/book/1000000049/quotes-kak-pisat-knigi-memuary-o-remesle-stiven-king
https://mybook.ru/author/stiven-king/kak-pisat-knigi/citations/
https://citaty.info/book/stiven-king/kak-pisat-knigi-memuary-o-remesle