Если мы обратимся к эрмитажной коллекции западного искусства эпохи модерна, то рядом полотнами Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Поля Гогена гениев импрессионизма, увидим и работы художников-плакатистов, выводящих, подчас рекламу на уровень искусства. Наглядные примеры такого подхода нам демонстрируют Анри Тулуз-Лотрек, создававший афиши для выставок и Альфонс Муха, сделавший серию плакатов для компании JOB.
Марка JOB получила свое название по инициалам Жана Барду создателя компании, еще в 1838 году придумавшего выпускать бумагу для самокруток, нарезанной на полоски. Своей популярностью фирма обязана не только этому изобретению, но и активной рекламной кампании. После смерти отца в 1852 году, дело продолжил его сын, Пьер. Он прославился не только как промышленник, но и как страстный коллекционер искусства. Эти две ипостаси легли в основу рекламной кампании, в результате которой были созданы образы, использующиеся маркетологами и по сей день. В конце XIX века компания наняла Альфонса Муху для разработки дизайна рекламных плакатов. Автор переосмыслил в духе модерна образы старых мастеров, а частности работы Микеланджело.
Рекламируя вполне обыденный продукт, художник прибегает к возвышенным «поэтическим» аллюзиям. Его идеальная героиня словно погружается в сладкие грезы, навеянные сигаретным дымом. Завитки волос сочетаются с геометрическим рисунком рамки. В узор превращено и название фирмы, несколько раз повторяющееся на фоне.
Плакат стал настолько популярен, что стал продаваться как самостоятельное произведение искусства. Увидеть эту литографию можно в Государственном Эрмитаже.
Антон Райхштат.