Вернер Херцог – один из величайших ныне живущих кинематографистов мира. Большинство его повествовательных и документальных фильмов изображают людей, борющихся в невообразимо хаотичных и непредсказуемых обстоятельствах.
Агирре, гнев божий (Aguirre, Der Zorn Gottes, 1972)
Фильм стал первым в серии из пяти совместных работ между Херцогом и его известной звездой Клаусом Кински. Сюжет касается группы конкистадоров, направляющихся вниз по Амазонке в поисках Эльдорадо, легендарного потерянного города золота. Экспедиция погружается в хаос и безумие, а высокая производительность Кински является главной движущей силой фильма. Настоящая классика, которую очень уважали критики, «Агирре» был одним из главных влияний на «Апокалипсис» Фрэнсиса Форда Копполы в его исследовании пределов человеческого здравомыслия вдоль кажущейся бесконечной реки.
Каждый за себя, а Бог против всех (Jeder für sich und Gott gegen alle, 1974)
Этот фильм следует за истинной историей молодого человека в Германии 19-го века, который утверждал, что прожил всю свою раннюю жизнь в полной изоляции в клетке, и показывает замечательного Бруно Шлейнштейна в качестве титульного персонажа. Шлейнштейн, был уличным музыкантом-самоучкой с историей психического заболевания, которого нашел режиссер. Хотя он не имел никакого актерского образования, его игра захватывает дух.
Строшек (Stroszek, 1977)
Написанная специально для Шлейнштейна, эта повесть об американской мечте, пошедшей наперекосяк для группы немецких иммигрантов, которые искали лучшей жизни за Атлантикой. «Строшек» – это трагичная, меланхоличная картина, подчеркивающая человеческие страдания с некоторыми элементами черного юмора. Фильм был снят в почти документальном стиле и имеет очень мало стилизации, что добавляет реализма и эмпатии к несчастному главному герою, который не находит счастья или удовлетворения в сельской местности штата Висконсин.
Носферату – призрак ночи (Nosferatu: Phantom der Nacht, 1979)
«Носферату» Херцога, с Клаусом Кински в роли вампира и Бруно Ганца в роли несчастной души, которая попадает в ловушку в его замке, является достойным преемником шедевра Ф.В. Мурнау 1922 года. Великолепные цвета и завораживающая операторская работа версии Херцога делают ее более доступной для современной аудитории, чем немое кино.
Фицкарральдо (Fitzcarraldo, 1982)
Херцог и Кински вернулись в джунгли Южной Америки, чтобы снять этот экстраординарный фильм о стойкости одного человека перед лицом, казалось бы, непреодолимых трудностей. «Фицкарральдо» наиболее известен за удивительную последовательность, в которой пароход перевозится через холм армией коренных племен. Напряжение между Кински, Херцогом и остальными актерами и командой было предсказуемо высоким. История производства фильма рассказана в большом документальном фильме Леса Бланка «Бремя грез».
Зеленая кобра (Cobra Verde, 1987)
Основанный на романе Брюса Чатвина «Вице-король Виды» (1980) о жизни вымышленного работорговца, фильм стал заключительным сотрудничеством между Херцогом и Кински. Напряжение за камерой достигло своего апогея во время производства, что побудило оператора покинуть проект, а не подвергать себя еще одним тирадам Кински. Несмотря на это, готовый продукт представляет собой чрезвычайно занимательную историю действий и приключений, в которой Кински возглавляет армию африканских женщин-воинов в открытом восстании. Это определенно не то, что вы видите каждый день.
Уроки темноты (Lektionen in Finsternis, 1992)
Этот квазидокументальный фильм, в котором очень мало контекста или комментариев, берет нас на экскурсию по пустынному ландшафту, возрождающемуся после крупного конфликта. Конфликт, о котором идет речь, был первой войной в Персидском заливе (1990-91), хотя в фильме нет упоминания об этом. Последствия поражения Ирака можно увидеть в опаленных нефтяных скважинах Кувейта, которые доминируют в этой истории человеческих разрушений. Херцог использовал аналогичный подход в своей более ранней «Фата-Моргане», но здесь его видение более развитое как в масштабе, так и охвате.
Малыш Дитер должен летать (Little Dieter Needs to Fly, 1997)
Дитер Денглер был немецким иммигрантом в США, который на боевые задания во время войны во Вьетнаме. Он был сбит в 1966 году, а затем заключен в тюрьму. Ему удалось организовать дерзкий побег, и он стал предметом этого захватывающего и трогательного документального фильма. Денглер и Херцог имеют немецкое происхождение, и сформировали сильную связь в течение фильма, когда они воссоздавали события прошлого. Затем Херцог превратил их в свою военную драму «Спасительный рассвет» (Rescue Dawn, 2006).
Человек гризли (Grizzly Man, 2005)
Увлекательная жизнь американского натуралиста и преданного защитника окружающей среды Тимоти Тредвелла исследуются в том, что станет самым коммерчески успешным и признанным критиками документальным фильмом Херцога. Тредвелл провел 13 лет, живя с дикими медведями в Национальном парке и заповеднике Катмай на Аляске. Херцог сочетает собственные кадры Тредвелла с интервью людей, которые знали его близко, в попытке понять, что мотивировало этого человека. Один из самых трагических и уникальных документальных фильмов о природе, когда-либо сделанных.
Плохой лейтенант (Bad Lieutenant: Port of Call New Orleans, 2009)
Николас Кейдж – превосходный актер, который сделал ряд карьерных ошибок, но, к счастью, его сотрудничество с Херцогом не было одной из них. Этот ремейк культового хита Абеля Феррары, в котором снялся Харви Кейтель, стал сам по себе классикой. Фильм играет на всех сильных сторонах Кейджа, он берет на себя роль лейтенанта полиции Нового Орлеана, который злоупотребляет своим служебным положением во время расследования преступления.