В предыдущей статье я начала раскрывать тему права в космосе при добыче полезных ископаемых. Зачем это нужно, какие документы освещают этот вопрос на международной арене и какие подводные камни кроются в данной теме? Очень надеюсь, что вам будет интересно, подписывайтесь на мой канал, а перед прочтением советую ознакомиться с предыдущей статьей!
Третий обсуждаемый вопрос заключается в том, каким образом субъекты, планирующие осуществлять деятельность, связанную с космическими ресурсами, соблюдают международные экологические требования, применимые в космическом пространстве. Подобно принципу «неприсвоения», эти нормы немногочисленны и носят весьма общий характер.
Основная причина такого положения дел заключается в том, что центральный инструмент международного космического права - Договор по космосу 1967 года, был разработан в период, когда лишь немногие государства обладали космическим потенциалом и интерес сообщества был в основном сосредоточен на исследовании космического пространства.
Он требует, чтобы государства продолжали исследования космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Чтоб они проводили исследования, направленные на отсутствие вредного загрязнения и негативных изменений в окружающей среде Земли в результате попадания внеземного вещества, и, при необходимости, принимали надлежащие меры.
Существует проблема определения термина "небесные тела" как одного из объектов защиты. В статье IX Договора по космосу 1967 года, внеземная среда подразделяется на три категории: космическое пространство, Луна и другие небесные тела.
Большое разнообразие природных объектов, присутствующих в Солнечной системе, делает термин "небесное тело" спорным. В настоящее время, по данным Международного астрономического союза, природными объектами, которые можно определить в Солнечной системе, являются: Солнце, планеты, Луна, луны других планет, астероиды, кометы, карликовые планеты, транснептунийские объекты и объекты Кайперского пояса.
Обязанность государств-участников избегать вредного загрязнения ограничена только в рамках "исследования и разведки космического пространства". С момента вступления Договора в силу в 1967 году, технический прогресс привел к увеличению масштабов космической деятельности. Некоторые виды деятельности уже не подпадают под категории "исследования" и "разведка".
Вне определения остаются не только такие виды деятельности, как космическая добыча полезных ископаемых, но и традиционные виды использования космического пространства, такие как эксплуатация спутников связи, наблюдения Земли и спутниковой навигации.
Ключевым элементом является концепция "вредного загрязнения" и связанная с этим обязанность государств-участников избегать его. Недостаточно определить, какой вид деградации космической среды запрещен. Наличие термина "вредное" позволяет предположить, что само по себе загрязнение не запрещено и, следовательно, разведочная деятельность является законной, даже если она в ограниченной степени вызывает загрязнение.
Термин "неблагоприятное изменение" имеет гораздо более широкий охват, чем "вредное загрязнение" и его легче доказать, спецификация, которая должна вытекать из "привнесения внеземного вещества в окружающую среду Земли", делает его более обоснованным и более простым в применении.
Общие термины "надлежащие меры" и "в случае необходимости" не объясняют ничего, подтверждая высокий уровень абстрактности этого положения.
Оставшаяся часть статьи IX, сосредоточенная на защите интересов государств-участников, страдает аналогичной степенью неопределенности.
Охрана окружающей среды в соответствии с Соглашением о Луне
Эти проблемы частично устраняются Соглашением о Луне 1979 года, в 7 статье которого подробно рассматривается вопрос об охране окружающей среды. Она расширяет сферу применения второго предложения статьи IX Договора по космосу 1967 года, прямо распространяя его также на этап "эксплуатации" космической деятельности и устанавливая обязанность государств-участников "предотвращать нарушение существующего равновесия окружающей среды".
Такое нарушение может происходить в результате "неблагоприятных изменений", "вредного загрязнения в результате попадания в организм вещества, не связанного с окружающей средой", или "иным образом". Хотя понятие "вредного загрязнения" остается неопределенным, несомненно, что эти уточнения придают положению более логичное значение. Кроме того, государства-участники обязаны информировать Генерального секретаря ООН о мерах, принятых для предотвращения нарушения существующего баланса космической среды. Однако, как указывалось выше, Соглашение о Луне имеет весьма ограниченное практическое применение. По состоянию на 2017 год, его ратифицировали лишь 18 государств, и поэтому оно сохраняет свою актуальность главным образом в теоретическом плане.
Политика КОСПАР по защите планеты
Еще одним инструментом, который следует упомянуть, является Политика КОСПАР по защите планеты. КОСПАР (Комитет по космическим исследованиям) является Научным комитетом МСНС (Международного совета по науке), учрежденным в 1958 году.
Его цели заключаются в содействии проведению на международном уровне научных исследований в космосе и обеспечении форума для обсуждения проблем, которые могут повлиять на научные космические исследования. Одной из его основных задач является консультирование ООН и других межправительственных организаций по вопросам космических исследований или по оценке научных проблем, в которых космическое пространство может играть определенную роль. В 1964 году КОСПАР разработал Политику защиты планеты, которая была переработана в 2002 году и в которую в 2011 году были внесены последние поправки.
Она разрабатывает международные стандарты в форме рекомендаций с главной целью недопущения загрязнения планетарной среды биологическими загрязнителями или наземными микробами, что может поставить под угрозу текущие или будущие научные исследования, особенно в области поиска жизни.
Несмотря на необязательный характер Политики, она потенциально может иметь отношение к космической добыче полезных ископаемых, поскольку в ней не проводится никакого различия в отношении целей космических полетов. Кроме того, в преамбуле, она признает себя в качестве инструмента "для обеспечения принципов, которыми следует руководствоваться при формулировке Договора по космосу и других соответствующих международных соглашений".
Основные ограничения заключаются в относительно узкой сфере ее применения, поскольку она сосредоточена исключительно на биологическом загрязнении и носит рекомендательный характер.
Однако можно предположить, что в предстоящие годы она может играть более заметную роль.
Подытожу, что единственное универсальное правило по защите окружающей среды космического пространства, второе предложение статьи IX Договора по космосу 1967 года, предусматривает, что государства "должны" избегать вредного загрязнения. Однако двусмысленность терминов, принятых в Договоре, оставляет много возможностей для обхода.
В результате этот Договор слишком расплывчатый для того, чтобы его можно было реально применять на практике. Поэтому трудно требовать от государств-участников Договора по космосу соблюдения большего, чем эти общие нормы. Вместе с тем, было бы желательно предложить этим Государствам-участникам принять на себя односторонние обязательства по охране окружающей среды и соблюдать рекомендуемые нормы по предупреждению образования космического мусора.