С вопросом о действиях государства в связи с частной деятельностью, влияющих на толкование договоров, тесно связан вопрос о том, повлияют ли действия государства в связи с частной деятельностью на развитие международного обычного права. Обычное международное право возникает в результате широкомасштабных неоднократных действий государств с течением времени. Однако обычное международное право может развиваться гораздо быстрее, чем обычно происходит во времена значительного технического прогресса.
В качестве, пожалуй, самого яркого примера такого ускоренного создания системы международного права профессор бен Ченг указал, что Декларация 1962 года о правовых принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства стала мгновенным обычным международным правом в связи с большим прорывом в технологии, который был сделан после запуска спутника и последующего выхода в космос.
Аналогичным образом, можно утверждать, что технический прогресс в отношении новых систем доставки полезной нагрузки и технологии полетов человека в космос будет способствовать быстрому развитию обычной международной практики в связи с этой новой частной деятельностью.
Некоторые вопросы, которые могут возникнуть, включают согласие, требуемое государствами для пролета частного суборбитального космического аппарата. Если не будет составлен новый договор для решения этой проблемы и других практических вопросов, которые возникнут по мере того, как суборбитальная космическая промышленность начнет заниматься доставкой грузов и пассажиров по принципу "точка-точка", мы сможем рассчитывать только на появление обычного международного права, вытекающего из действий государств в их реакции на эту новую отрасль.
Хотя можно привести довод о том, что некоторые области международного обычного права будут возникать быстрее в результате быстрого технического прогресса, можно также утверждать, что развитие международного обычного права замедлится в эпоху расширения масштабов частной деятельности, поскольку государства будут заниматься меньшей активностью.
Поскольку международное право возникает в результате действий государства, сокращение таких действий должно привести к замедлению роста международного обычного права. Например, по мере формирования международного обычного права в отношении предупреждения образования космического мусора, поскольку правительства сокращают свою космическую деятельность, а частные предприятия увеличивают ее масштабы, государство будет меньше заниматься деятельностью, на которой будет основываться возникновение этой очень важной области международного обычного права.
Частная деятельность, даже если компании добровольно проявляют высокую степень ответственности в отношении уменьшения замусоривания, никак не влияет на развитие обычного международного права. Правительства будут по-прежнему активно действовать в космосе, разумеется, как в военных, так и в иных целях, но в целом мы, скорее всего, увидим сокращение активности правительств, что может привести к замедлению создания этих международных норм.
Кроме того, в той мере, в какой документы по обычному международному праву касаются предупреждения образования космического мусора, они будут применяться только к государственным субъектам, а не к частным космическим компаниям.
Однако существует вероятность того, что может возникнуть обычное международное право, требующее от государств регулирования деятельности своих граждан в отношении уменьшения засорения космического пространства.
В таком случае международное обычное право могло бы охватывать частную деятельность, хотя это было бы возможно только через внутреннее законодательство государства, которое подчиняется международному обычному праву, требующему принятия такого законодательства.
БУДУЩИЕ ФОРМЫ ЗАКОНА О КОСМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Последний вопрос, заключается в том, как будет развиваться космическое право в предстоящие годы. Здесь обсуждается вопрос о том, как расширение частной деятельности ложится тяжелым бременем на существующие договоры по космосу, как частная деятельность повлияет на будущее толкование этих договоров через механизм государственных действий, а теперь расширение частной деятельности скажется на формировании международного обычного права.
С учетом этой динамики встает вопрос о том, по какому пути должны идти государства или международное сообщество для создания правового режима, который будет регулировать новую эру частной космической деятельности. Различные варианты регулирования частной космической деятельности ясны.
Можно вносить поправки в существующие договоры, разрабатывать новые договоры, опираться на более мягкие законы (например, международное обычное право, типовые законы или добровольные руководящие принципы) или регулировать космическую отрасль, используя для этого разнородный набор внутренних законов и правил. Концепция разработки или изменения договоров обычно вызывает наибольший интерес у международных юристов, которые мечтают о единообразном и гармонизированном наборе правил, которые можно было бы применять во всем мире.
Однако в правовом мире есть несколько вещей, более трудных, чем разработка договора, который одновременно является эффективным (в смысле обеспечения правовых норм, формирующих сильный и значимый правовой режим) и в то же время принимается и ратифицируется государствами по всему миру.
Две последние попытки разработать многосторонние договоры по космосу продемонстрировали эту трудность. Договор о Луне 1979 года провалился из-за нежелания крупных космических держав ратифицировать этот договор. Протокол ЮНИДРУА по космическому имуществу к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования может постигнуть аналогичную участь. Протокол по космическому имуществу разрабатывается уже 23 года и до сих пор не завершен, хотя, по прогнозам, он будет завершен в 2011 году.
Еще один вопрос заключается в том, будет ли этот протокол ратифицирован в широких масштабах. Обычное международное право является еще одной потенциальной областью роста космического права. Однако это, пожалуй, наименее желательный путь, поскольку для развития и уточнения международного обычного права требуется много времени. Кроме того, международное обычное право не может регулировать многие сложные вопросы, которые могут возникнуть в связи с осуществлением частных космических полетов. Последний вариант заключается в том, чтобы опираться на внутреннее законодательство для регулирования частной индустрии космических полетов.
Примером такого рода внутренних правил могут служить Требования в отношении пилотируемых космических полетов для экипажей и участников космических полетов, которые были введены в действие в Соединенных Штатах в 2006 году. Федеральное управление гражданской авиации смогло разработать нормативные акты, учитывающие озабоченности как правительства, так и частного сектора космической отрасли, с тем чтобы обеспечить разумное регулирование этой нарождающейся отрасли.
Правила космических полетов могут служить полезной моделью для других стран при разработке ими собственных правил космических полетов. Согласованию внутренних правил может также способствовать разработка таких руководящих принципов, как руководящие принципы по предупреждению образования космического мусора, которые были разработаны Организацией Объединенных Наций. Однако внутреннее регулирование также имеет свои ограничения. Есть вещи, которые не могут быть решены внутренним законодательством.
Например, споры, возникающие в связи с международной ответственностью, эксплуатацией небесных тел, управлением космическим движением и другими вопросами, которые по своей природе являются международными, не подлежат урегулированию в соответствии с внутренним законодательством.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Частные компании играют все более активную роль в использовании космического пространства, и их присутствие в космосе будет продолжать расширяться в предстоящие годы.
Например, рост частной деятельности в космосе, вероятно, будет стимулироваться новой космической политикой США, предложенной администрацией Обамы, которая потребует от правительства США полагаться на частные компании для доставки экипажей, грузов и спутников в космос.
Один из вопросов, возникающих в связи с расширением масштабов частной деятельности в космосе, заключается в том, применяется ли (и в какой степени) существующее космическое право к частной деятельности.
Например, распространяется ли на такую деятельность существующая обязанность по спасению и возвращению космических аппаратов.
Второй вопрос, который сам по себе, заключается в том, как частная деятельность повлияет на форму будущих договоров по космическому праву в соответствии с доктриной Венской конвенции, предусматривающей учет действий государств при толковании договоров.
Третий вопрос касается последствий частной деятельности для эволюции международного обычного права.
Конечный вопрос заключается в том, какую роль должны играть договорное право, "мягкое право" и внутренние правила в регулировании частной космической деятельности.
Ответ заключается в том, что правильным решением, вероятно, будет сочетание этих источников права.
Спасибо большое за внимание!
Надеюсь, вам было интересно! Ваши лайки и комментарии являются для меня мотивацией.