Найти тему
Книжный мир

Путешествие в новый мир

Даренка стояла на коленях и вместе со всеми слушала хазарина. В конце речи, когда он упомянул и про нее, она покраснела. Ей было больно и стыдно. Но во всем произошедшем она винила только себя, и собиралась впредь вести себя так, чтобы больше не давать повода для применения наказаний.

Впрочем, долго обдумывать происшедшее Даренке не дали. Тут же ее с двумя другими девушками из мерян привлекли к чистке рыбы и приготовлению ухи. Улов был так себе: наваристой уха была только в первой варке. Сначала поели воины с предводителем. Со второго котелка столовались нанятые гребцы и стряпухи. Ели своими ложками, которые имели у каждого. Последними ужинали все остальные. Во время приема пищи между детьми возникла заварушка, все хотели получить хотя бы кусок рыбицы. Это стало поводом для новых экзекуций. Битью подверглись почти все мальчики и половина девочек. Все уже видели предыдущую экзекуцию и строго следовали увиденному ритуалу. В тот раз их били не сильно, каждому досталось лишь по три удара кнута. Кроме одной мерянки, по глупости попытавшейся доказать Бенагуру, что не участвовала в потасовке. Она получила на удар больше. Невольники поняли, что спорить с хозяином неразумно. Все побитые посчитали свое наказание справедливым, даже порадовались его мягкости.

pixabay.com/ru/photos/оленьей-шкуры-пелт-58889/
pixabay.com/ru/photos/оленьей-шкуры-пелт-58889/

Из лодок вытащили шкуры, на которых легли спать воины. Для предводителя под присмотром стражников два юноши из весинов соорудили малый шатер. Остальные были предоставлены сами себе, где нашли место на поляне, там и расположились. Но не дальше. Один воин с рогатиной бдительно следил за происходящим. Он не отпустил Даренку от поляны, когда она собиралась пойти помыться и поменять платье. Пришлось это делать на виду у всех. Даренка вытащила туесок с целебной мазью от ран, и натерла ею ссадины от кнута. Затем положила обратно. Как оказалось зря. Переодевшись, она не стала класть в короб грязные рубахи, постелила их на траву и легла сверху.

Утром их разбудили рано с первыми лучами солнца. Гребцы к тому времени уже наловили рыбу, и Даренка с теми же помощницами опять три раза варила уху. На сей раз рыбы было намного больше, чем вечером, досталось и мелкотне. Шума и стычек не было, и она уже рассчитывала на скорое отправление. Но не тут то было. Сначала представитель кагана велел всем полонянникам и дарам кагану построиться в одну шеренгу. Затем по мерянски предложил поклониться в пояс, а потом встать на колени. Все быстро исполнили приказы. Быть наказанным не хотел никто. После этого хазарин пояснил, что отныне каждое утро при его появлении невольники должны без всяких напоминаний вставать на колени, а в течение дня кланяться при каждой встрече. За несоблюдение этих требований они будут наказаны. Затем предложил тем, кто не понял его, задать вопросы. Вопросов не было.

Бенагур разрешил встать. Даренка надеялась, что сейчас уже они отплывут. Но опять нет. Представитель кагана неторопливо подошел к имуществу, приготовленному к погрузке. Он внимательно поглядел на все вещи, а наиболее тщательно осмотрел медный котел, в котором готовилась пища. Его мыли и начищали самые юные представители дани, мальчик и девочка из муромы, не старше десяти лет. На дне котла представитель кагана усмотрел остатки сажи. Так что утро началось с очередной экзекуции, причем для мальчика это уже была вторая, после вчерашней. Обряд был проведен, котел дочищен, и только после этого лодки были спущены на воду.

pixabay.com/ru/photos/венеция-италия-гондола-1035684/
pixabay.com/ru/photos/венеция-италия-гондола-1035684/

Плыли весь день. В реку втекали большие и малые притоки, она становилась шире. Капал нудный дождь, Даренка вся промокла. Когда после полудня дождь прекратился, и небо прояснилось, она прямо в лодке заменила мокрую рубаху на старую. Она вчера поленилась положить ее в короб. А оказалось, что вчерашняя лень очень помогла ей сейчас. Не только она, Яндра тоже имела при себе сменную рубаху. У других такой возможности не было, так и сидели в мокром белье. Лишь к вечеру остановились на большом лугу. Там уже находились люди, очередные данники кагана. На берегу имелась еще одна большая лодка. А также огороженный забором из ивовых прутьев участок, куда и повели живую дань и подарки кагану. Есть не предложили. У забора оставили одного воина, остальные направились на пир.

Впрочем, гребцов тоже не пригласили на ужин. Они организовали на реке рыбалку, запекли улов в углях, поели сами и часть передали за частокол. Даренке достался совсем маленький кусочек плохо прожарившейся рыбины. А кому-то и вообще ничего не досталось. На голодный желудок легли спать. Многие сняли мокрые рубахи и повесили их на забор. Стражник не препятствовал. Разрешал он и по одному выходить справлять нужду за пределами изгороди. А вот помыться на речку так никого и не пустил. Места за частоколом было мало, девушку с обеих сторон подпирали товарищи по несчастью. Запах в загоне был неприятным, но за день все устали и быстро заснули.

Утром Бенагур вспомнил о своем движимом имуществе. Позволил Даренке с помощницами выйти наружу и сварить уху. Только один котелок. Досталось всем, но очень мало. Сам же начальник каравана отправился принимать дань у местной чуди. Принимал он ее долго, почти до полудня. Затем загрузили третью лодку, ту, что стояла к моменту их прибытия на берегу. Дани было много, поэтому часть двуногих подарков посадили в первые две лодки. Тем более, что два воина и три гребца с их лодки ушли. К ним же посадили еще семерых невольников, в том числе и трех девушек немногим младше Даренки.

Вскоре после отбытия она познакомилась с прибывшими. Одна из них была крившичинкой, звали ее Злата. Ее волосы были такие же рыжие как у Даренки, даже еще ярче. Злате недавно исполнилось четырнадцать лет. Всего через два месяца она должна была выйти замуж, но вместо свадьбы оказалась здесь. С ней попала в плен и ее сестра – Мила, которая была младше ее на полтора года. Милу тоже привели сюда, но посадили в другую лодку. В той же лодке находилась ее ровесница Урма, которая происходила из чуди, но тоже жила в крившеской веже. Их всех взяли в плен дальние чудины, неожиданно напавшие на поселение в тот момент, когда большинство мужей ушли строить новую вежу. Больше половины нападавших были сразу убиты, но их это не остановило. Захватили запас еды, схватили тех, кто под руку попался, и скрылись в лесу. Голод у них, несмотря на летнее время, вот и напали. С ближними чудинами их род живет мирно, товарами, женами обмениваются. А этих, были убеждены девушки, обязательно найдут, и селения разбойников разорят. Их самих в селение похитителей не доставляли, сразу привели сюда. Три дня они тут ждали в яме своей судьбы, а теперь попали с еще тремя земляками к хазарам.