КОМУ И ЗА ЧТО МСТЯТ ЭТИ ДЕТИ?
В четверг, 14 ноября, студент Амурского колледжа строительства и жилищно-коммунального хозяйства открыл стрельбу в в здании учебного заведения. Об этом сообщил Следственный комитет России.
Не хочу останавливаться на подробностях этого инцидента, чтобы заострить внимание на том, что, пока мы до конца не осознаем мотивацию детей, берущих в руки оружие для того, чтобы убивать, подобные инциденты будут повторяться.
Приведу всего один пример из собственной весьма печальной, надо сказать, практики. В 2000 году шестнадцатилетний подросток из Санкт-Петербурга убил ножом своего приятеля. В ходе предварительного следствия этот подросток ссылался на свои ощущения, доставлявшие ему массу страданий. Суть своих ощущений подросток объяснил так: все, что его окружало, казалось подростку нереальным. Подростку казалось, что он живет в мире симулякров. И сам он тоже является симулякром, пытающимся выдать себя за живого человека. Не скрыть от всех, что он живой, а именно выдать себя за живого.
Со временем этого подростка стала преследовать мысль о том, что осознать реальность всего того, что его окружает, можно будет только с помощью убийства. Что он в итоге и совершил. Далее последует не менее интересное. Убийца сам вызвал полицию. Но вид своего мертвого товарища, которого он убил ножом, не смог вернуть убийце ощущение реальности всего происходящего вокруг него и с ним самим. Что же он делает?
Когда на место происшествия прибыли опера из убойного отдела ГУ МВД, подросток-убийца начал грубо оскорблять одного из них. Опера – люди в основном простые - они университетов не заканчивали, и ответ опера на грубые оскорбления в свой адрес был вполне адекватен. Но подросток убийца, получив удар в лицо, не заплакал, а очень обрадовался. Он заявил операм, цитирую дословно: «Раз я убил и меня за это бьют, значит, все, что я вижу и чувствую, это реально».
Делать какие-либо выводы из этого случая я не спешу. Но, возможно, он сможет пролить свет на ту работу, которую наверняка уже ведут подростковые психологи и психиатры.