Каждый год, вот уже на протяжении 5 лет, наш Центр проводит в Москве конференции по смешанному обучению. В апреле 2019 года Новая школа распахнула двери навстречу учителям, ищущим новые подходы к обучению детей. Темой юбилейной, Пятой конференции стала учебная самостоятельность. Ведь одним из главных результатов смешанного обучения является самостоятельность учащихся и способность брать на себя ответственность за результаты собственной деятельности. И мы, в свою очередь, позвали школы, работающие в различных педагогических подходах, чьи ученики учатся именно так: проявляют учебную самостоятельность, сами ставят учебные цели и достигают их, умеют выбирать и нести ответственность за получившиеся результаты, активно включаются в учебный процесс.
Рассказывает Алексей Наумов (школа 1505, Москва):
"Если просто сверху спускать какие-то инициативы такого плана как самостоятельность, как смешанное обучение, ещё что-то, то это заканчивается, как правило, следующим — люди учат новые фразы, новые слова для того, чтобы правильно писать отчеты, потому что вы будете отчеты собирать, вы не сможете посетить все уроки. И на этом всё, в общем-то, заканчивается. Поэтому идея, которую мы планируем использовать сейчас, — это ситуация двоякая: с одной стороны, есть проект, если так можно выразиться. То есть активность учителей, которые пытаются снизу распространять эту идею, ходят к другим учителям, они стремятся сделать так, чтобы миссия распространилась. С другой стороны, администрация понимает, в каком направлении вся эта система движется, поэтому сверху она выстраивает картину поощрения этой активности так, чтобы, с одной стороны, учитель, который привлекается к этой системе, понимал, к чему это приведет, но, с другой стороны, он общался напрямую и пробовал это не через административный какой-то ресурс, а со своим коллегой. В этой логике учителю не говорят «как надо», а он сам что-то делает, DIY ( Do It Yourself или «сделай сам») такой, и общается со своими коллегами по цеху.
Если посмотрим статистику сдающих ЕГЭ, а ее сложно скрыть, потому что это сарафанное радио, то увидим — очень большое количество несамостоятельных учеников очень успешны. То есть прямой корреляции «путь самостоятельный» и «все у тебя будет хорошо» нет. Более того, корреляция может быть даже обратной: чем более самостоятельным человек становится, тем нередко хуже у него результаты по каким-то основным диагностикам.
Огромным вопросом остается соотношение между самостоятельностью и централизованностью, и самостоятельностью и безответственностью. Бывает так, что ваши неуспешные ученики очень самостоятельны, и наоборот.
Как мы пробуем учить самостоятельности:
- Необязательная деятельность:
В школах есть курсы по субботам, на которые можно ходить, можно не ходить, они частично платные, частично бесплатные, куча кружков, и посещение их не обязательно, поэтому можно посмотреть, какое количество детей ходят, какое количество детей не ходят, к кому не ходят, на что не ходят. Некоторое проявление свободы у них, безусловно, есть.
- Социальная деятельность:
Цель заключается в том, что большое количество выездов дети выступают в роли «старших родителей», если так можно выразиться, и там есть какое-то развитие. Видите, там есть активный ребёнок, старший ребёнок, младший родитель, дедушка, бабушка, в одиннадцатом классе он уже как прадедушка, то есть человек, который прошел все ступени. Об этом можно долго разговаривать, сейчас это неважно. Это просто тот момент, в котором они несут какую-то ответственность за более младших и в воспитательном плане, и в образовательном.
- Проекты:
Проекты начинаются с пятого класса, они усложняются. Проект-тему ребёнок выбирает сам; регламентирована дата, когда он что-то сдаёт, но, начиная с 8 класса, он движется к проекту самостоятельно. У него должен быть, безусловно, консультант, который следит за рисками, но, в целом, он живет самостоятельной жизнью."
(читайте полную запись этого выступления здесь)
А вот как обстоят дела с формированием учебной самостоятельности в московской школе 1561 - из рассказа Оксаны Хахалиной:
" Что подразумевается под словосочетанием «учебная самостоятельность»? Это умение принимать решения, это умение оценивать то, что ты делаешь, то, что делают окружающие тебя люди, то, что делает педагог, а также планировать свою деятельность. И всем известно, что учебная самостоятельность — это один из критериев в ФГОС.
Когда мы говорим про традиционную систему, то там учебная самостоятельность, как таковая, не проявляется, потому что там культивируется исполнительская позиция. То есть, учитель дал задание, ребенок посмотрел на это задание и правила, а дальше по шаблону начинает выполнять действия и в течение 3-4 уроков механически по одному и тому же алгоритму происходит отработка полученного знания.
В развивающей системе культивируется поисковая активность, когда ребёнку не дается знание в готовом виде, ему приходится самому или совместно со своими одноклассниками, находить способ решения поставленной перед ним задачи. Вот этот момент, когда ребенок проявляет эту инициативу, пытается найти решение, вспомнить, что он знает, найти новые знания — это есть как раз основное поведенческое проявление учебной самостоятельности."
(читайте полную запись этого выступления здесь )
Владимир Погодин (школа 1535, Москва) об учебной самостоятельности:
" Вот как мы в начале года сказали: «Ребята, у вас есть 2 часа самостоятельности». Они стали самостоятельными? Откуда? — Кто-то пришел и сказал: «А что мне делать?», кто-то ушел играть в телефон, кто-то еще что-то сделал. Мы поняли, что все надо структурировать. Нужны рамки, границы. И, вместе с тем, те же рамки, границы нужно как-то кому-то определять. И если это происходит без детей, то не получается ничего.
На мой взгляд, самостоятельность — это жизнь (очень тесно связаны). Если ты не самостоятелен, то ты живешь весьма относительно.
Самостоятельность имеет форму и содержание. И, например, те же самые Эльконин и Давыдов говорили, что изменение того, как мы работаем с содержанием, повлекло за собой изменения в форме, в конечном итоге повлекло за собой устойчивое развитие. Педагогическая цель была очень серьёзная.
Смысл нашего нахождения в школе, мне кажется, - жизнь. Все равно мы живем в школе, мы тратим свою жизнь на это. Очень хочется, чтобы это трата было осмысленной, чтобы она была радостной, чтобы она была спокойной, счастливой. Чтобы она была, в конце концов! И имела какое-то внутреннее для нас содержание и форму."
(читайте полную запись этого выступления здесь)
О том, как другие школы искали и нашли свой путь в развитии учебной самостоятельности читайте на нашем сайте.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк! И подписывайтесь на наш канал!