Найти тему
Автономия

Являются ли сознательные мысли причиной поведения?

Сознание является одной из определяющих черт человеческой жизни и опыта, но в то же время представляет собой извечную задачу объяснения. В последние годы наблюдается резкий рост числа свидетельств бессознательных, автоматических процессов, что заставляет некоторых задаваться вопросом, влияет ли сознательное мышление на поведение вообще. Сознательная мысль похожа на паровой свисток на железнодорожном локомотиве: она является следствием и раскрывает что-то о деятельности внутри двигателя, но не оказывает причинно-следственного воздействия на движение поезда.

"Сознательные намерения сигнализируют направление действия, но не вызывают действия"
Вегнер и Барг (1998)

https://c.pxhere.com/photos/f1/54/font_dreams_hand_leave_pen_heart_underline_underlined-1104834.jpg!d
https://c.pxhere.com/photos/f1/54/font_dreams_hand_leave_pen_heart_underline_underlined-1104834.jpg!d

Умственное моделирование и практика

Могут ли сознательные мысли о том или ином действии повлиять на то, будет ли это действие выполнено позднее или нет? Воображение какого-либо действия, может повысить вероятность или эффективность этого действия, особенно в некоторых случаях в будущем. Эффект моделирования часто зависит от концентрации человека на том, что он будет делать для выполнения действия, а не мотивировать человека, делая перспективу успеха яркой или создавая самоисполняющееся пророчество. В недавнем эксперименте исследователи случайным образом назначили студентов для умственного моделирования хорошей успеваемости на экзамене, представляя что они получили очень высокую оценку, либо представив себя хорошо учащимися и отвечающими на вопросы теста. Только последнее условие привело к значительному улучшению фактических тестовых оценок. Аналогичным образом, психологическое моделирование помогло уменьшить ошибочность планирования, увеличив долю студентов, которые фактически завершили свое задание вовремя.

Другая категория имитации будущих действий - умственная практика, которая обычно состоит в том, чтобы представить себя эффективно исполняющим физические, художественные или спортивные умения. Психическая практика в сочетании с физической практикой дала результат, который был лучше, чем только физическая практика. Она улучшила показатели игры в настольный теннис, особенно если мышечно симулированная тренировка была сосредоточена на движении мышц, а не на воображении траектории мяча. Последний вывод предполагает, что человек, использующий умственную практику, должен представлять себе моторику движения и контроль мышц, необходимых для работоспособности, а не просто думать о любом аспекте игры.

Предвидение, намерение, планирование

Один из наиболее хорошо документированных примеров того, как осознанные события приводят к поведенческим последствиям, - это конкретные планы в форме намерений по их реализации. Они переводят общие, абстрактные намерения в конкретные поведенческие планы в форме "Если Х произойдет, то я сделаю Y". Десятки тщательных исследований подтвердили, что они вызывают изменения в поведении, выходящие за рамки простого намерения, желания, постановки целей и оценки. Недавно проведенный мета-анализ показал, что намерения по осуществлению повысили скорость достижения целей сверх этих намерений за счет средних и больших эффектов.

Воспроизведение, интерпретация, размышления о прошлых событиях

Целый ряд свидетельств показывает, что размышления людей о прошлых событиях определенным образом может изменить будущее поведение и дать другие результаты. Простое написание или разговоры о неприятном травмирующем опыте, похоже, приносят разную пользу, в том числе и пользу здоровью. Исследовательская программа показала, что если люди пишут или говорят о травматическом личном опыте, то в последующие месяцы они испытывают улучшения, включая меньшее количество посещений врачей (наряду с меньшим количеством заболеваний, о которых сообщали сами). Некоторые исследования показали, что также улучшилась успеваемость по академическим тестам. Эти преимущества, связаны с организацией и анализом травмы.

Мысленно стимулируя взгляды других людей

Термин "теория ума" широко используется для обозначения понимания того, что другие члены своего вида имеют внутренние психические состояния, сходные с его собственными. Хотя большинство экспертов в настоящее время полагают, что эта способность не является уникальной человеческой, она гораздо более развита и широко используется у людей, чем у других видов, и действительно может быть важной когнитивной основой человеческой культуры. Тестирование обычно требует от участника моделирования знаний, чувств или мотивов другого человека. Учитывая, что люди сравнительно часто моделируют психические состояния друг друга и что это может значительно облегчить социальную жизнь человека, вполне вероятно, что выполнение этих имитаций является одной из основных функций сознания.

Манипуляции с самоуважением, самоутверждения

Существует давняя традиция стремления изменить представления участников исследования о себе, например, путем предоставления им ложной обратной связи в результате личностного тестирования. Такие коммуникации являются сознательными и зависят от сознательной обработки. Было показано, что они меняют поведение. Этот эффект заключается в явной готовности непрофессионалов принять за действительное описание своей личности, данное клиницистом или другим экспертом, даже если описание было дано случайно. Социальные психологи адаптировали эту процедуру для изменения представлений о себе и поведения. Ученые обнаружили, что поведение меняется в ответ на получение положительных и отрицательных оценок личности.

В заключении

Доказательства осознанной причинно-следственной связи поведения являются глубокими, обширными, адаптивными, многогранными и эмпирически обоснованными. Недавние критические замечания ставят под сомнение эффективность сознательного мышления для прямого контроля над поведением. Однако эти критические замечания в значительной степени не имеют отношения к возможности оффлайнового и косвенного влияния на последующее поведение.

Факты, указывают на то, что сознательное мышление влияет на поведение через различные механизмы. Оно может активировать и стимулировать мотивацию - или насытить и уменьшить ее. Сознание выполняет интегрирующие функции, которые могут оказывать влияние на последующее поведение. Оно связывает общие абстрактные идеи с конкретными действиями, возможно, потому, что подсознание лучше всего работает с весьма специфическими директивами, а культура и социальное взаимодействие человека часто предоставляют абстрактную информацию, широкие ценности, общие правила и принципы.

Многие эффекты, в которых сознательное мышление обходит автоматические импульсы, также свидетельствуют о его полезности для преодоления краткосрочных склонностей и соблазнов, чтобы продвигать долгосрочные цели, рассматривая настоящее как средство достижения желаемого будущего. Сознание, таким образом, помогает интегрировать текущее поведение в более длительные временные рамки, тем самым соединяя прошлое, настоящее и будущее и даже создавая целостную личность.

Многие выводы основываются на важности сознательного мышления для вербальной коммуникации и понимания других, и действительно, результаты переговоров, восприятия перспектив, эмоций и умышленного обучения могут указывать на социальные явления, которые в решающей степени зависят от сознательного мышления. Эти выводы согласуются с мнением, что сознательное мышление способствует социальной жизни и культуре, а не непосредственному контролю над действиями.