“Eli” (Элай) (2019). Роуз и Пол небогаты, и все, что зарабатывают, вынуждены тратить на поддержание жизни своего единственного ребенка, восьмилетнего Элая. Он не может ходить по улицам, посещать школу, играть в футбол, да что там говорить – обыкновенный поход в душ превращается в страшную проблему. Дело в автоиммунном заболевании – фактически организм мальчика сражается сам с собой. И стоит ему выйти за пределы дома, даже не дома, а своеобразной и полностью стерильной капсулы, в которую он заточен, как тело бедняги покрывается жуткими ожогами. Нет, он не вампир, просто природа слегка напутала с генами. Учитывая, что Элай полностью неспособен к какой-либо самостоятельной жизни, родители бьются над поиском лекарства – ведь не станет их, не станет и его. Испробованы все средства, все врачи.
Единственная надежда остается только на клинику доктора Хорн. Она открыла ее недавно, выкупив старый особняк, половина которого по-прежнему закрыта на ремонт. Всего две помощницы – но зато новейшее медицинское оборудование и немалый опыт в решении случаев, подобных элаевскому. Доктор Хорн может похвастаться как минимум несколькими полностью излеченными детьми. Поэтому можно считать, что у Элая есть шанс. Клиника полностью стерильна, здесь никогда не бывает открытых окон, а значит «внешний» воздух, фактически смертельный для мальчика, ему не опасен – можно ходить без привычного скафандра. Только вот что-то в этом здании очень-очень не так. По ту сторону двери, ведущей в пока еще закрытое крыло, Элай видит призраков. И с каждым днем убеждается в том, что Хорн с ее «паствой» занимается здесь вовсе не лечением. Вернее лечением – но совсем не тем, и не от того, чем болен мальчик…
Ирландский режиссер Кьеран Фой, автор великолепной «Цитадели», опять смог всех удивить. На сей раз сняв фильм в США, с неплохим (сужу исключительно по визуализации, уровню операторской работы, локациям и немногочисленным спецэффектам) бюджетом и отменной актерской бригадой. В которой, конечно, главная скрипка – за исполнителем роли Элая. Клянусь, я давно не видел столь хорошую проработку «детской» роли! (И не вздумайте вспоминать сейчас об «Омене» или «Шестом чувство» - там другое, по-другому и о другом). Впрочем, и Полу, и Роуз тоже веришь на все сто процентов. Такая работа редко встречается не то, что в хоррорах, даже во вполне «голливудских» драмах. Но полностью выложились не только актеры. Трое сценаристов (из них мне знаком лишь Йен Голдберг, на чьем счету «Демон внутри») создали историю, в которой не раз все переворачивается с ног на голову. Обычно такое количество людей, одновременно работающих над сюжетом, означает, что сюжет этот будет откровенно слаб и соткан из не сочетаемых друг с другом лоскутков.
В «Элае» не так. И речь не идет про твисты ради твистов: то, что вы видите в начале, и то, во что превращается довольно медленный, атмосферный фильм в конце (становясь подобным хорошему заряду тротила) – оно все логично. Не возникает никаких противоречий, вопросов: «А что, так можно было?». Фильму по силам приятно удивить даже того, кто, казалось бы, уже знает все причуды всех шьямаланов вместе взятых. Вы думаете, речь пойдет о страшной клинике, где врачи экспериментируют на беспомощных детях? Или о старом особняке, до сих пор населенном душами тех, кто когда-то принял в нем мученическую смерть? Слишком банально. И поэтому – мимо.
Ближе к финалу у меня оставался к Голдбергу сотоварищам только один вопрос… и на него ответили. Да так, что комар носу не подточит. Для мистера Фоя это поистине триумфальное возвращение в мир высококлассных ужасов. Одна лишь просьба: и дальше снимать в том же духе, а не повторять собственные ошибки по образу и подобию «Синистера» №2.
8/10