В своей предыдущей статье про фашизм я допустил несколько грубых неточностей и обобщений, расписав только «жесткий» вариант фашизма – нацизм. Вот ссылка на статью, если не читали: https://zen.yandex.ru/media/id/5daadf4b74f1bc00b0479645/fashizm-chto-eto-takoe-5dc3ea032beb4900b0fa1c93
В этой статье я хочу поговорить о несколько более мягком его варианте, образчиком которого в полной мере можно считать режим Муссолини в Италии. Главное отличие нацизма от фашизма является то, что нацизм, предлагает сплачиваться на основе национальной или расовой принадлежности, а фашизм декларирует сплочение на основе государственной принадлежности, так называемой, «политической нации». То есть, каких бы кровей человек ни был, являясь гражданином фашистского государства, он признается «своим». При условии, конечно, безоговорочной верности действующему политическому режиму.
Однако подобный подход, который можно назвать более «прогрессивным» в сравнении с тем, чуть ли не античным варварством, практиковавшимся в Третьем Рейхе, нисколько не отменяет коренных недостатков фашизма. А именно жесткой политической диктатуры, сочетающейся с либеральной экономической политикой.
К примеру, первые экономические мероприятия режима Муссолини полностью отвечали интересам крупной буржуазии. Государство отказалось от вмешательства в сферу частных финансовых отношений. То есть, ростовщичество, бывшее ранее под некоторым контролем, было отпущено, фигурально выражаясь, «на вольные хлеба». Была свернута национализация, государственные предприятия, не приносившие доход, но обеспечивавшие работой огромное количество людей, были проданы в частные руки. Частенько, просто на металлолом. Произошла денационализация телефона и телеграфа.
Одновременно со всем этим фашистское правительство щедро финансировало, так называемую, «деловую активность», стимулируя средний и мелкий бизнес. Были значительно снижены прямые налоги. При этом, основная налоговая нагрузка была перенесена на налоги косвенные. Снижен налог на наследство. Снято ограничение на квартирную плату, что довольно сильно ударило по рабочим, как правило, не имеющим своего жилья.
Часть населения, относящаяся к средним слоям, поддерживала мероприятия поддерживало мероприятия режима Муссолини, однако большинство, наемные работники, были крайне недовольны. Отказ государства от контроля над контроля над прибылью буржуазии, от ревизии военных доходов буржуазии, отказ от национализации и сокращение государственного ассигнования на социальное страхование больно ударили по трудящемуся населению. В сочетании с уничтожением профсоюзов и запретом забастовок, это полностью развязало работодателям руки.
Экономика фашистской Италии росла невероятными темпами, но тут как с профицитным бюджетом Российской Федерации, было достигнуто выжиманием соков из населения. Зарплаты рабочих снизились чуть ли не вдвое. Увеличился процент безработных.
Недовольство населения, вызванное жесткой либеральной политикой, фашисты пытались погасить, апеллируя к национальным интересам. Они требовали от рабочих терпеть в интересах национального производства, которое отстает от производства других стран. То есть, требовало от рабочих терпеть лишения во имя прибылей буржуазии, чтобы она могла и еще больше на них наживаться.
Такой была фашистская Италия, такой были и есть все фашистские страны. Неважно практиковался там классический фашизм или нацизм. Экономическая политика у них схожа до степени сличения. С одной стороны крайнее огосударствление политики, с другой крайне либеральная экономика с минимальным государственным вмешательством.