С появлением атомных технологий, дизельно-электрические двигатели для подводных лодок постепенно стали отходить в прошлое. Атомный реактор обеспечивал длительную автономность субмарины и быстрый ход. Кроме того, значительно удешевлял морские «прогулки», потому, неудивительно, что конструкторы обратились к разработке ядерного ректора, несмотря на то, что такие эксперименты очень опасны.
С чего же всё начиналось?
Опережающие время
Первой подводной лодкой на атомном реакторе был «Наутилус». Его разработали в США. Создание подлодки началось в 1952 году, а спустили в воду её уже в 1954. На создание этого образчика технического превосходства ушло два года. За это время была создана только одна подлодка такого типа, потому что она была экспериментальной и в дальнейшем серийной так и не стала. Требовались провести немало доработок, чтобы пустить атомную подлодку снова.
Уже в 1958 году Советский Союз выпустил свою первую субмарину на ядерном реакторе. Ученые мало взаимодействовали между собой при создании этого опасного экспериментального транспортного средства. Потому, «Ленинский Комсомол», как и «Наутилус» отличался целой серией неудачных технических решений. Видимо, наблюдения за экспериментами американцев подбили и советского человека решится на опасный маневр – пустить в дальнее плаванье атомные реакторы. Только вот в советской стороне эти технологии произвели настоящий фурор. Хотя, в дальнейшем обе стороны стремились поместить атомные реакторы везде, куда это возможно: на самолёты, танки, корабли и машины.
Достижения «Наутилуса»
Возможно, первая атомная подводная лодка «Наутилус» называется так в честь одних из самых древних живых организмов, которые населяют нашу планету. Так как автономность «Наутилуса» обусловливалась нужными для проживания экипажа ресурсами, а так она могла хоть месяцами бродить по водным просторам на атомной энергии. Сравнивать результаты дизельных и атомных подводных лодок бессмысленно – первые в значительной мере уступают вторым. Если, конечно, не учитывать саму безопасность таких подлодок. В этом плане атомные субмарины – невероятная угроза.
Скорость хода первой атомной подлодки была неплохой. Конечно, она уступала самой быстрой подлодке, при чем в два раза, но могла достигнуть 23 узлов.
На подлодке мог разместиться экипаж более, чем в сто человек. В длину она достигала 97 метров, а её подводное, как и надводное водоизмещение было больше четырех тысяч тонн.
Не без огрехов
За долгое время службы «Наутилуса» - он был списан из состава американского флота только в восьмидесятом году, произошло немало событий, которые могли стать роковыми. Субмарина имела много недостатков. В первую очередь, она была слишком шумной, из-за чего её собственные локаторы не могли обнаружить другие объекты. Таким образом, она лишь чудом не утонула при столкновении с одним американским авианосцем. Что говорить, на воде, конечно, нет пробок, как на дорогах, но в наше время и там можно найти, с чем столкнуться, если оборудование функционирует недостаточно хорошо.
Кроме того, за долгое плавание на борту субмарины не раз возгорался пожар и случались протечки. Экипаж сильно рисковал, потому что каждая минута, проведенная поблизости от алчущего зверя – ядерного реактора – могла обернуться катастрофой.
Выход на пенсию
В 80-х «Наутилус» списали. К тому времени уже появилось много других подводных лодок, причем не только у США. Однако в отличие от всех остальных плавательных средств, первую субмарину решили оставить на память для наследников. Её переделали в музей, как это часто бывает. Ведь «Ленинский Комсомол» тоже стал таким же памятником.
Человек очень часто играет с огнем, подвергая опасности весь мир, совсем как лисички со спичками. В детстве ребенка держат подальше от огня, а вот взрослого человека надо удерживать от экспериментов с атомными технологиями, которые себя не оправдывают. Ведь велика разница – атомный ректор, который стоит на одном месте и реактор, совершающий морские «прогулки» в самых экстремальных условиях. Остаётся только один вопрос: мы действительно нуждаемся в таких граблях?
Ставь лайк, подпишись на канал и узнавай о машинах нашего времени и не только!