Найти тему
What A Movie

Почему Хоакину Фениксу нравятся наши теории о "Джокере"

Photo: Carolyn Cole
Photo: Carolyn Cole

В конце октября, за день до своего 45-летия, актёр сидит в номере отеля в Лос-Анджелесе и как-то застенчиво закуривает сигарету American Spirit. В августе ему удалось бросить курить на три недели, объясняет он, но потом он снова закурил, когда поехал в сентябре на Венецианский кинофестиваль на мировую премьеру «Джокера». «Это ужасно, – говорит Феникс, мотая головой. – Я должен бросить».

Причины, по которым актёр снова взялся за сигарету, учитывая головокружительные события, в гуще которых он оказался, вполне понятны. Мрачная, полная сурового реализма адаптация о происхождении самого культового злодея из мира комиксов режиссёра Тодда Филлипса в прошлом месяце вышла в большой прокат на волне захватывающих заголовков, споров и резко противоположных отзывов и произвела эффект разорвавшейся бомбы.

Фильм кинокомпании Warner Bros. на сегодняшний день собрал почти 1 миллиард долларов в мировом прокате, установив рекорд для фильма с рейтингом R, а роль Артура Флека чуть ли не сулит Фениксу «Оскар» за лучшую мужскую роль.

«Джокер» стал полноценным культурным явлением. Фанаты совершают паломничества к лестнице в Бронксе, чтобы повторить сцену, в которой Флек танцует на этих ступеньках. Бесконечные мысли о фильме заполонили Интернет, и зрители обсуждают буквально каждую его деталь, чтобы найти подсказки, что же всё это означает. Костюм Джокера был, по данным одного из опросов, одним из самых популярных костюмов Хэллоуина этого года.

Всего этого внимания оказалось слишком много для Феникса. Это актёр, который всегда воспринимал известность с иронией, и до такой степени, что снял фейковый документальный фильм «Я Всё Ещё Здесь», ставший хрониками его предполагаемого краха и решения стать рэпером. «Не думаю, что ожидал успеха этого фильма, – говорит он. – Не знаю, были ли у меня вообще какие-то ожидания. Честно – мы с Тодом просто пытались снять что-то, что не станет концом нашей с ним карьеры».

Photo: Niko Tavernise
Photo: Niko Tavernise

До «Джокера» Феникс отказался от ряда предложений сняться в адаптации комиксов. Не из-за какой-то неприязни к жанру как таковому, настаивает он. («Я открыт для чего угодно – рассмотрю даже «Road Runner».) Он просто беспокоился о том, что его проглотит порой бездушная франшизная машина, которая часто идёт рука об руку с супергеройским кино.

Помню, лет где-то восемь назад мне сказали: «Кино меняется. Они не снимают фильмы, которые хочется снять, поэтому надо сделать один из вот таких». В этом есть смысл. Наверное, это хорошая стратегия. Но для меня, думаю, страх был в том, что я в итоге буду вынужден делать то, что на самом деле для меня не так уж и важно, что не мотивирует, не будоражит меня.

Но, несмотря на очевидное сопротивление Феникса, режиссёр Тодд Филлипс с самого начала склонялся именно к этому актёру, – который заработал три номинации на «Оскар» за свою работу в «Гладиаторе» 2000 года, «Переступить Черту» 2005 года и «Мастере» 2012 года – чтобы оживить Джокера.

«В глазах Хоакина есть небольшая дикость, – говорит Филлипс. – Я в шутку говорю, что он кажется агентом хаоса. Он любит размывать грань между тем, что реально, и тем, что нет. Просто на основе того, что я видел в фильмах или по телевизору, в интервью, – в нём есть что-то от той хаотичной природы, которая просто такая, какая есть, без притворства».

Несмотря на то, что Феникс четыре месяца соглашался подписать контракт, он был очарован видением Филлипса, которое больше обнаруживало сходство с такими фильмами Мартина Скорсезе, как «Таксист» и «Бешеный Бык», чем с типичным фильмом по комиксам с его CGI-картинкой, плащами и шуточками. «Большинство фильмов будто механически выверены, каждый момент проработан детально, – говорит Феникс. – «Джокер» нетронут и не имеет чётко обозначенного плана».

Работая с бюджетом в 55 миллионов долларов – это всего лишь часть бюджета типичного фильма по комиксам – Филлипс и Феникс подтолкнули друг друга к углублению в сложную, искалеченную психику Флека. С самого начала они чувствовали, что имелось больше, чем достаточно, того, что можно раскрыть. «На второй или третьей неделе съёмок я сказал: «Тодд, ты можешь начинать работать над сиквелом. Тут слишком много того, что можно исследовать, – вспоминает Феникс. – Это было как бы в шутку – но не совсем».

Филлипс даёт понять, что в работе на данный момент ничего нет, но он не против идеи продолжения. «Но это не может быть просто дикий и сумасшедший фильм про «Клоуна – Принца криминала», – говорит он. – Картина должна будет иметь какой-то тематический резонанс аналогично тому, что мы уже получили. Наш фильм безусловно связан с изнанкой, с тем, что происходит сейчас на самом деле. Есть столько фильмов про искру, а этот – про порох. Если удастся снова это запечатлеть – это было бы интересно».

В преддверии выхода «Джокер» получил главный приз Венецианского международного кинофестиваля. Но вскоре вокруг фильма разразились споры, так как некоторые критики сошлись во мнении, что в эпоху слишком частых массовых расстрелов изображение отчуждённого одиночки, кроваво мстящего беззаботному обществу, безответственно и даже опасно. По мере усиления критики, Феникс, по-видимому, пытался уклониться от этого вопроса, однажды даже уйдя с длинного интервью после того, как его спросили, не обеспокоен ли он тем, что фильм может спровоцировать насилие.

-3

Оглядываясь назад, Феникс говорит, что из-за споров почувствовал себя ослеплённым. Основываясь на своём собственном исследовании типажей людей, совершающих убийства и массовые расстрелы, он опасался, что скорее кредиты и открытые дебаты могут сильнее вдохновить некоторых беспокойных потенциальных убийц, чем фильм о вымышленном персонаже.

Было неловко находиться в таком положении, потому что я думал: «Ну, я не могу рассматривать этот вопрос, потому что это то, что потенциально является частью проблемы – это именно то, чего не следует делать». Мне вдруг показалось, что я уклоняюсь и пытаюсь избежать этой темы, потому что это доставляло мне неудобства. Но на самом деле я думал: «Это именно то, что взволновало и побудило бы такого рода личность».

После нескольких недель того, что он называет «шумом и сумасшествием», Филлипс говорит, что чувствует себя реабилитированным, увидев, что фильм, в котором, по его словам, ни он, ни Феникс никогда не имели целью прославить поведение Джокера, нашёл глубокий отклик у мировой аудитории.

«И это не сборы меня оправдали, а отзывы зрителей, – говорит Филлипс. – Это тот факт, что я получаю электронные письма от людей, рассказывающих мне, что фильм заставил их смотреть на свою сестру, страдающую шизофренией, по-другому. В конечном итоге фильм – о силе доброты и отсутствии эмпатии, сопереживания в мире, и зрители, похоже, уловили этот посыл. Удивительно, что фильм, который должен был вдохновить на, как некоторые выразились, массовый хаос, вдохновил кучу людей танцевать на лестницах. Думаю, это больше говорит о времени, в котором мы живём, чем что угодно».

Во всяком случае, говорит Феникс, продолжающиеся дебаты вокруг «Джокера» – свидетельство способности фильма возбуждать эмоции и вопросы, продолжающие крутиться в умах зрителей ещё долго после того, как те вышли из кинотеатра. Артур Флек – жертва жестоких обстоятельств или монстр собственных деяний? События фильма действительно произошли так, как мы их увидели, или они были продуктом заблуждающегося разума Флека? Действительно ли он – Джокер или он, возможно, только вдохновил злодея комиксов?

Феникс до сих пор сам размышляет над многими из этих вещей. «Было супер интересно, как люди реагируют на фильм и что видят – и для меня все эти ответы имеют право на существование, – говорит он. – Обычно ты должен отвечать на эти вопросы, но тут у нас был интерактив. И это зависит от зрителей. Это так редко, особенно в случае большого студийного фильма, и я не хочу портить это, сказав: «Нет, это то, что есть». Для меня существует так много различных способов взглянуть на этого персонажа и его опыт, так что не думаю, что вы сможете найти конкретный смысл».

Для него именно эти двусмысленности делают фильм достойным. «Для записи», говорит Хоакин Феникс, он лично действительно считает, что Артур Флек – настоящий Джокер. «Но я не знаю, – добавляет он с хитрой улыбкой. – Это просто моё мнение».

По материалам ресурса Los Angeles Times.