Когда я училась рисовать профессионально, папа часто напоминал мне, как важно видеть пространство между фигурами. Всегда рисуй фон, говорил он. Ведь именно фон держит все изображенное, создавая единую композицию. На неумелых художественных работах фигуры «болтаются» отдельно, и, даже если каждая из них тщательно скопирована с оригинала — картины нет.
Начинающему рисовальщику кажется, что он «хорошо рисует», если он научился копировать предметы, фона же он зачастую не видит вовсе.
Художник же имеет объемное видение, такое, где фон — тоже фигура, и где любой фрагмент картины становится фигурой в зависимости от фокуса внимания зрителя. И он знает, что способность творить не равна умению копировать.
💫 💫 💫
Гештальтпсихология* взяла за основу идею целостности восприятия человека, описываемую через метафору взаимоотношений фигуры и фона. То, о чем интуитивно всегда знали люди «творческого склада», сейчас является одним из опорных положений психологии, как науки. И, кстати, именно подобного рода основания явственно намекают, что психотерапия в большой мере — искусство, т.е. то, что несомненно существует, но что чертовски сложно измерять.
💫 💫 💫
Люди учатся «искусству жизни» путем подражания, копирования. Но что и каким образом копировать, а также как обращаться со всем «скопированным материалом» — это рассказывают и показывают те, кто выступает в роли воспитателей. И здесь, как и во многих других случаях, есть два неконструктивных полюса.
💫 💫 💫
Первый: человек научается видеть жесткие, строго ограниченные формы. Это жизнь, как следование образцам, твердая опора на стереотипы, шаблонные реагирования и шаблонное поведение.
На этом полюсе жить надежно и устойчиво, но здесь перекрыт доступ к творческой энергии — здесь скучно и душно.
💫 💫 💫
Другой полюс: человек научается видеть фон как бесконечное количество фигур, перетекающих одна в другую. Мир представляется орнаментом, прекрасным и завораживающим. Многие в детстве искал фигурки в узорах ковра или обоев, в подтеках на штукатурке, в рисунках на деревянных поверхностях и пр. и пр. Это детское умение собирать получаемую информацию в любые произвольные комбинации, пока кто-то не рассказал, на что обращать внимание, а что считать избыточным и из поля внимания убирать.
На этом полюсе и рождается творческая энергия, но здесь она представлена в форме хаоса, и остается таковой, если не найден способ ее структурировать, упорядочить и придать ей форму — «создать фигуру». На этом полюсе живет вдохновение, но жить в нем — как нестись по воле волн или ветра — захватывающе, но не хватает опоры, чтобы взять управление потоком в свои руки.
💫 💫 💫
Люди «полюса жестких образцов» страшатся перемен, т.к. любые изменения — это потеря привычной опоры. Людей «полюса творческого хаоса» пугает необходимость выбирать и упорядочивать — это ощущается как потеря свободы.
💫 💫 💫
Лишиться привычного — страшно. Ведь его преимущества очевидны, тогда как бонусы неизведанного — это пока только предположения. Но попасть в ту самую «золотую середину», в область баланса, можно только покинув свой полюс и направившись в сторону противоположного.
💫 💫 💫
В европейской культуре нового времени социально поощряется держать фокус внимания на «фигурах»: стремиться к цели, равняться на «лучшие образцы»...
Поэтому я выбрала картины, на которых рождение фигур из фона, погружение фигур в фон, как мне кажется, видно наглядно.
💫 Ван Гог «Ночная терраса кафе»; 💫 Анри Руссо, «Нападение в джунглях»; 💫 Татьяна Маврина, «Черный ворон воду пил»; 💫 Хелен Дардик, орнамент; 💫 Анри Матисс, «Красные рыбки».
* Хотя я представляю Психодраму 🎭 метафоры, которые использует гештальт, представляются мне очень точными — мне кажется, они почти не требуют дополнительной расшифровки, как многие термины других направлений, и это очень удобно.
© Anastasia Bashlykova, 26 August 2018