В случае, если встреча в «нормандском формате» не даст результата, Украина может поставить вопрос о выходе из минского процесса.
Об этом заявил в интервью «BBC News Украина» министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко.
«Да, это возможно, если мы увидим, что этот процесс идет бесконечно. Это очень непопулярная заявление, которое, наверное, опять не понравится нашим западным партнерам, но для нас Минск — не самоценность. Самоценность — это наше выживание как нации. И если мы увидим, что они (Минские соглашения — ред.) не срабатывают, и это ведет нас в постоянное затягивание бесконечного процесса, то рано или поздно будет принято решение о выходе из минского процесса», — заявил министр.
«Для этого Минск и "нормандская встреча "и существуют — чтобы лидеры сели и сказали: нас не устраивает это, у нас есть другая идея, давайте сделаем миротворческую операцию или операцию по поддержанию мира...», — добавил Пристайко.
При этом он признал, что ждать прорыва на этих переговорах не стоит: лидеры примут коммюнике, проект которого уже согласовали.
По словам Пристайко, минский процесс не был запланирован как бесконечно долгий, он был запланирован только на первый год, и был продолжен из-за того, что к нему были привязаны санкции против России.
«Сыграли свою роль санкции, которые были привязаны к Минску. Был целый клубок связанных с этим проблем. Отказаться от Минска — очень сложное политическое решение», — пояснил глава МИД.
На вопрос, существует ли дедлайн или что должно произойти, чтобы Украина отказалась от Минска, Пристайко ответил: «Я думаю, что дедлайн существует, хотя он четко не прописан, но если эта встреча ("нормандский саммит" — ред.) покажет отсутствие прогресса, то это, безусловно, поставит под сомнение возможность достижения мира в минском процессе. Вот когда мы вернемся …если ничего не привезем, то логичным будет вопрос, насколько этот Минск все еще нам нужен».
Кроме того, Пристайко отметил, что санкции в отношении России могут быть отменены и без выхода из Минска.
«Мы можем с вами выполнять Минск до конца нашей жизни и до конца жизни наших внуков, а санкции могут быть отменены каждые полгода. Сложная эквилибристика между тем, как понять и почувствовать настроения, и могут ли санкции все еще сыграть сдерживающую роль или нам следует все-таки выйти из Минска и двигаться к миру каким-то другим путем, — это и есть ответственность главы государства и нынешнего правительства, и всего общества», — подчеркнул министр.
В то же время, Пристайко добавил, что в случае выхода из минского процесса, «у Киева есть видение нескольких возможных вариантов: например, если не Минск, то тогда нужно обращаться за миротворческой миссией, точнее peacekeeping — миссией по поддержанию мира».
«Этого варианта нет в Минске, и это, возможно, апгрейд Минска в новом формате. То есть, если мы видим, что это не срабатывает, тогда надо обращаться за помощью третьей силы. Хотя такие разговоры ведутся еще с 2015 года, но до сих пор Россия, как член Совета безопасности ООН, не давала разрешение на такую миссию. Более того, она вносила свой вариант: вы помните — расположить миротворцев вдоль линии соприкосновения. Нас это не устраивает, а вот компромиссный вариант — миротворцы на линии между Украиной и Россией — нас устроил бы», — пояснил он.
По словам главы МИД, Украина, Германия и Франция уже одобрили предварительную дату «нормандской встречи» и сейчас все стороны ожидают ответа от России.