Найти тему
Автономия

Почему люди мстят?

Почему люди мстят? На этот вопрос может быть трудно ответить. Месть кажется межличностно разрушительной и противоречащей многим основным человеческим инстинктам. Тем не менее, появляющаяся совокупность социологических исследований начинает иллюстрировать логику мести, демонстрируя, почему месть эволюционировала в людях, и когда и как люди берут месть.

Мало что привлекает наше внимание, как месть. Многие из наших старейших и самых увлекательных историй - Гомера Илиада, Беовульф, Шекспировский Гамлет, Санскритский эпос Махабхарата - построены на мести. Газеты также наполнены историями о мести, независимо от того, описывают ли они стрельбу мужчины после увольнения с работы в аэропорту или обезумевшей женщины, отомстившей своему мужу после измены. Однако за такое интересное явление месть в истории интеллектуальной мысли не удостоилась особого внимания.

https://cdn.pixabay.com/photo/2016/03/30/17/06/stop-1290997_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2016/03/30/17/06/stop-1290997_960_720.jpg

Почему люди мстят?

На первый взгляд, мысль о мести в эволюционных терминах может показаться противоречащей интуиции. Эволюция, по определению, подразумевает появление черты с течением времени. Однако месть кажется настолько висцеральной и универсальной, что она, несомненно, была основной частью человеческой природы. В "Венецианском купце" Шекспира Шейлок провозглашает:

"Если ты нас ударишь, разве мы не истекаем кровью? Если ты щекочешь нас, разве мы не смеемся? Если ты отравишь нас, разве мы не умрем? И если ты ошибаешься, не отомстим ли мы?"

Эти слова отомстили на том же уровне, что и основные биологические процессы, которые развивались в далеком прошлом человечества - задолго до того, как люди начали расширяться из небольших поселений в более крупные организованные сообщества, характерные для большинства современных обществ. Шекспир подчеркивает точку соперничества между двумя популярными эволюционными моделями мести. Биологические модели предполагают, что месть была биологически жестко закреплена на ранних этапах истории человечества. Напротив, культурные модели полагают, что месть, возникла позднее в истории человечества, по мере эволюции социальных норм в человеческом обществе. Большинство версий обеих моделей рассматривают месть как адаптивную. Однако модели, как правило, различаются в своих объяснениях того, за кого месть была приспособлена. Биологические модели предполагают, что месть функциональна для отдельных людей, в то время как культурные модели утверждают, что месть функциональна для общества в целом.

Месть биологически эволюционировала?

Согласно некоторым теориям, месть развивалась во времена плейстоценовой эры - периода, в который наступил ледниковый период и анатомия человека превратилась в то, чем она является сегодня. Биологическая модель предполагает, что некоторые аспекты ранней истории человечества способствовали генетической эволюции мести. В частности, отмечается, что наши эволюционные предшественники столкнулись с рядом проблем адаптации, включая убийства, кражи и браконьерство, которые угрожали их выживанию и воспроизводству. Лучшим способом для этих ранних людей избежать таких угроз было тушение пожара с помощью пожара, реагирующего в натуральной форме на агрессивные угрозы. В этом смысле месть превратилась в механизм сдерживания, предупреждающий потенциальных противников дважды подумать, прежде чем снова причинить вред жертве, и предотвращающий повторный обман или нападение на мстителей.

Когда люди мстят?

Независимо от того, как развивалась месть, теперь это факт человеческой жизни. Несмотря на высокую стоимость, люди часто считают месть достойной или даже обязательной. Некоторые мстители будут ждать месяцы или годы, чтобы отомстить. Например, мужчина средних лет, посылал пакеты мусора и грязного нижнего белья людям, которые десятилетиями ранее дразнили его в детстве. Что происходит в сознании людей, когда они принимают такие решения? Или, иными словами, когда психологические процессы и окружающая среда приводят к мести?

Психологические процессы, вовлеченные в месть

Народная оценка проступка является сильным предсказателем того, отомстит ли он за него. Мести часто предшествуют представления о том, что некоторые вредные действия были морально предосудительными или нарушали нормы, даже среди детей дошкольного возраста. В этой связи действия, которые воспринимаются как жестокие, агрессивные и оскорбительные для центральных моральных ценностей человека, скорее всего, вызовут месть. Такое восприятие может быть вызвано событиями, когда выясняется, что партнер неверен, а руководитель на рабочем месте воспринимается как оскорбительный или небрежный. Важно отметить, что одни и те же действия часто могут различаться в своих моральных концепциях у разных людей и культур. Например, ученые обнаружили, что американцы с большей вероятностью отомстят за угрозы нарушения их личных прав, в то время как корейцы с большей вероятностью отомстят за нанесенный вред при исполнении служебных обязанностей.

Как люди мстят?

Нет единого способа отомстить. Месть может быть физической или словесной, публичной или скрытной, прямой или вынужденной. Хотя все эти формы представляют собой месть, их контекст, проявления и последствия существенно различаются. Существуют различные типы мести, организованные разнообразием в стратегиях мести людей (как они решили отомстить и к чему стремятся), разнообразие во времени мести (отдельные действия в сравнении с продолжительной враждой), а также групповые различия в том, как месть осуществляется.

Различные стратегии мести для разных людей

Пути, по которым люди решают отомстить, могут быть разными. Одно из наиболее часто изучаемых отличий - скрытая месть и открытая месть, иногда называемая прямой или косвенной местью. Это различие в общих чертах соответствует тому, выражается ли месть публично или тайно. Примеры скрытой мести включают сплетни о преступнике, негативные оценки, сокрытие знаний и игнорирование преступника. Эти стратегии связаны общим желанием напасть на чью-либо репутацию в частном порядке после кажущегося незначительным и, в частности, подорвать авторитет этого человека. Скрытая месть наиболее распространена среди лиц с более низким статусом, которые не могут позволить себе открыто отомстить из-за риска ответных мер. Поэтому неудивительно, что большая часть доказательств скрытой мести поступает из контекстов, где рабочие группы обладают асимметричной властью, например, между руководителями и работниками. Люди с низким статусом могут также преследовать косвенную месть, в которой они мстят кому-либо, причиняя вред третьей стороне или организации в целом.

Разница между группами в мести

Хотя большинство исследований о мести по-прежнему проводится в западных индустриальных культурах, межкультурная работа на местах показывает значительные различия в том, как месть проявляется во всем мире. Например, культуры кровной мести демонстрируют гораздо более толерантные нормы в отношении мести, чем западные культуры. Кровная месть была широко задокументирована среди бушменов-кунгов на юге Африки, эскимосов современной Канады и даже современных чеченцев в России. Ключевыми характеристиками кровной мести являются ее коллективный характер и общие предписания местных законодательных органов.

На первый взгляд, месть кажется контрпродуктивной для отдельных людей и разрушительной для общества в целом. Однако более пристальное изучение показывает, что эволюция мести логична. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что ответная агрессия может служить важной сдерживающей функцией в целом, обеспечивая при этом стабильность внутри человеческих групп, не допуская повторения нарушений норм со стороны людей. Есть логика, почему люди берут реванш. Для мстителя месть может восстановить чувство справедливости, укрепить репутацию и оказать мгновенный положительный эффект после того, как им пренебрегли. Есть даже логика для различных проявлений мести: то, как люди мстят, в значительной степени зависит от их статуса, справедливости и окружающих культурных норм.