Найти тему
михаил вальковский

Сорочинское имение и его обитатели

Загадка создания одной коммуны и ее разгадка.

Намедни вступил в дискуссию с коллегой. Обменялись мнениями, что важнее и первичне: информационный или исторический суверенитет.

Коллега посетовал, что на многие исторические события и личности точка зрения менялась раз в десять лет. Причём одними и теми же историками. Нет, они не заблуждались и прозревали—просто “колебались с линией партии». А если ещё вспомнить, что историю пишут победители...

Вот и вспомнилась одна история.

В родных местах, где прошло босоногое детство, соседнюю деревню Сорочино все упорно называли Коммуной. Юному пионеру рассказали: в далеком 1918 году, когда большевики свергли власть помещиков и капиталистов, ее жители на месте панского имения создали коммуну. Просуществовала она, правда, недолго, но след в местной топонимике оставила. Смутило несоответствие между высокой сознательностью предков и частнособственническими инкстинктами их потомков: они за запаханную межу могли и в табло отсыпать.

В наши дни от имения осталось лишь несколько деревьев в парке. Но история его интересная.

В апреле 1858 года коллежский советник Александр Николаевич Радкевич купил имение в 3500 десятин земли у помещика Выковского за 21 000 рублей серебром. В комплект покупки также входили строения, леса, рыбные ловли, водяная мельница, сукновальни, а также скот, и, рискнём предположить, крестьяне. Уже в статусе статского советника в 1872 году Александр Радкевич приобретает право потомственного дворянства, путь к которому открыло награждение его орденом Св. Владимира 3 степени. Завершил свою карьеру тайный советник А. Н. Радкевич в должности заведующего Московской Синодальной типографии. После его смерти вдова и четыре сына получили песню в размере 500 руб. в год.

Уже накануне революции, буквально в преддверии событий 1917 года, кто то из его наследников провернул удачную сделку—продал имение кому то из великих князей, приезжавших в Ставку в Могилев: тому глянулись красивые привольные места.

Почему же в этом имении возникла коммуна? Отгадка нашлась при подготовке материала к очередному юбилею революции. Оказывается, большевитское руководство Западной области и западного фронта на контролируемой ими территории не стали воплощать в жизнь Декрет о земле и постулат о праве наций на самоопределение. Чтобы прокормит миллион солдат, ввели они ввели реквизици, а также конфисковали все имения, назначили туда управляющих с винтовками, чтобы добро не растащили.

Похоже, позже на эту революционную необходимость навели идеологически выдержанный камуфляж, пустив в жизнь историю о сознательных коммунарах.

Конечно, это всего лишь одна из версий событий, возможно, не самая верная. Если есть другие—не стесняйтесь, предлагайте.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц