Найти в Дзене

Как менялись гербы Сибири

Нина Пашкова Было время, когда под Иркутском водились тигры. О чём, кстати, свидетельствовал и герб Иркутской губернии. В описании значилось: «Бабр, держащий в пасти соболя». «Бабр» на местном наречии как раз и означал – «тигр». Но в один прекрасный день чиновники в Санкт-Петербурге спохватились: «Бабр? А-а, так это, наверное, бобр! Только почему он у них такой полосатый?». И было дано указание перерисовать «бабра» под бобра. Картинка получилась странная. Мирный и безобидный речной зверек, проявляя несвойственную ему свирепость, угрызает ни в чём не повинного соболя. Чтобы как-то оправдать эту нелепицу, художники следующих поколений попытались придать образу бобра некие хищные черты. Но бобр остался бобром. Хотя и с когтями тигра. Эту историю геральдисты любят приводить как хрестоматийный пример «ошибки, освященной временем» – то есть узаконенной и не подлежащей исправлению. А из этого следует, что Иркутской области ещё повезло: она сумела восстановить свой прежний губернский герб с

Нина Пашкова

Было время, когда под Иркутском водились тигры. О чём, кстати, свидетельствовал и герб Иркутской губернии. В описании значилось: «Бабр, держащий в пасти соболя». «Бабр» на местном наречии как раз и означал – «тигр». Но в один прекрасный день чиновники в Санкт-Петербурге спохватились: «Бабр? А-а, так это, наверное, бобр! Только почему он у них такой полосатый?». И было дано указание перерисовать «бабра» под бобра. Картинка получилась странная. Мирный и безобидный речной зверек, проявляя несвойственную ему свирепость, угрызает ни в чём не повинного соболя. Чтобы как-то оправдать эту нелепицу, художники следующих поколений попытались придать образу бобра некие хищные черты. Но бобр остался бобром. Хотя и с когтями тигра.

Эту историю геральдисты любят приводить как хрестоматийный пример «ошибки, освященной временем» – то есть узаконенной и не подлежащей исправлению. А из этого следует, что Иркутской области ещё повезло: она сумела восстановить свой прежний губернский герб с «кровожадным бобром» один в один, без всяких изменений. Между тем процесс обретения сибирскими регионами собственной символики продолжается уже полтора десятка лет – со скрипом, с проволочками, со спорами и скандалами – и всё ещё очень далек от завершения. О том, что представляют собой современные гербы и какие ошибки совершаются в геральдике в наши дни, нам рассказал председатель Сибирской геральдической коллегии Алексей Журавков. 

– Алексей, есть ли какие-то общие черты, характерные для сибирской символики, кроме ставших уже традиционными соболей?

– Начнём с того, что изображение чёрных соболей изначально появилось вовсе не в Сибири, а на Урале. Это был знак купцов и промышленников Строгановых. Тех самых, что финансировали и снаряжали поход дружины Ермака. По-видимому, казаки-первопроходцы «импортировали» этот символ в наши края вместе с огнестрельным оружием и православной верой.

Два соболя, которые держат в лапах растущее дерево, – таким было щитовое изображение самого первого герба Сибирского царства в XVI – XVII веках. Потом дерево сменилось луком и перекрещенными стрелами с остриями вниз, которые символизировали туземное оружие, склонившееся перед могуществом русского царя. Сегодня чёрные соболя действительно популярны в нашей геральдике. Например, два таких соболя держат каравай на гербе Новосибирской области.

– А что можно сказать про цвета, которые обычно символизируют Сибирь?

– Что касается цветов, то традиционно сибирскими, как известно, считаются белый и зелёный. Когда-то под таким бело-зелёным знаменем собирал свои полки и воевал адмирал Колчак. Сегодня эти цвета можно увидеть на флаге города Новосибирска. И не только. Но вот откуда они взялись, знают немногие из нас. Изначально это были цвета Томского герба – серебряный конь в зелёном поле. Его придумал известный краевед и путешественник Григорий Потанин.

– Страна за последние сто лет кардинально изменилась, сегодня мы живём в другой России. Как это отражается в геральдике?

– Мир, конечно, изменился, но законы геральдики остались прежними. Тут как в музыке, где есть всего семь нот, а сочинить можно любое произведение – от прелюдии Баха до последнего хита. В геральдике тоже не очень много составных частей: пять цветов, два металла, набор классических элементов. Однако этого вполне достаточно, чтобы выразить любую идею, любой сюжет – от военно-исторического до научно-фантастического.

В царской России все было просто и без затей: гербы городам и губерниям спускались сверху, утверждались императором, после этого  хочешь не хочешь – носи и не жалуйся. Сегодня гербы «сочиняются» на местах – в республиках, краях, областях, – кому какой понравится. А после их отправляют на экспертизу и согласование в Геральдический совет при президенте России.

– А почему нельзя просто взять герб, который был до революции? Зачем тратить силы, время и деньги на новые символы?

– В центральной части России так чаще всего и поступают. Самара вернула себе герб с серебряной козой, Нижний Новгород получил назад своего красного оленя… Когда в 90-е годы прошлого века у нас начался бурный процесс сноса памятников вождям, возвращения старых названий и гербов, это, естественно, затронуло и Сибирь. Но если с названиями все было предельно понятно, то с гербами возникли сложности.

Выяснилось, что мы зачастую не можем слепо копировать гербы, доставшиеся нам «в наследство» с дореволюционных времен. Возьмём, к примеру, Омск – город с богатым геральдическим прошлым. В своё время он имел целых три герба: как столица Сибирского казачьего войска, как центр Акмолинской области и как город в составе Тобольской губернии. Какой из этих гербов выбрать? Да никакой! Любой выбор будет грубейшей ошибкой, поскольку нет уже ни той области, ни той губернии  и статус Омска коренным образом изменился.

Герб – не просто застывшая картинка, он движется, развивается, растёт вместе со своим владельцем. Был район – стал город, был уезд – стала область. У Александра Васильевича Суворова герб менялся трижды – по мере роста его заслуг перед Отечеством.

Сегодня, пожалуй, лишь Иркутская и Томская области имеют возможность практически полностью восстановить свою прежнюю губернскую символику. В других регионах, как, например, в Кузбассе, пришлось «сочинять» герб с нуля. А когда краеведы захотели вернуть Новосибирску исторический герб, оказалось, что его у города никогда и не было.

Да хоть бы и был – мог ли подойти герб маленького заштатного Новониколаевска Алтайского округа Томской губернии нынешнему третьему по величине городу России? 

Продолжение статьи читайте в журнале "Неизвестная Сибирь" №7 "Весенние обострение".

"Неизвестная Сибирь" - журнал о настоящем.

https://hiddensiberia.ru/kupit/issue-7/

На сайте доступна электронная версия журнала в удобном для Вас формате!

На страницах журнала Вас ждут захватывающие путешествия, удивительные места и уникальные люди!

Мы будем рады сотрудничеству и содействию в развитии проекта.