Кипр – это одна из немногих европейских стран, где до недавнего времени можно было увидеть в каком-нибудь «кафенио» (т.е. кафе) пожилых мужчин, одетых одновременно в европейскую и в национальную одежду, а именно: пиджак и широкие черные брюки "врака". Именно эта часть мужской одежды дала название всему национальному мужскому костюму киприотов. Поговорим о них подробнее.
Происхождение слова «врака»
Этот элемент кипрской национальной одежды брюки - называется «врака», а того, кто их носит, величают «вракас». А вот тех, кто предпочитал европейского покроя брюки, сами киприоты некогда в шутку обзывали – «панталонас».
Кипрское слово «врака» произошло от римского «braсcaе», что означает просто напросто «штаны». Невзирая на то, что штаны у римлян совсем не похожи на кипрские шаровары и напоминают больше пижамные, название осталось и надолго.
Доподлинно не установлено, когда впервые стали носить киприоты такие «юбки», простите, шаровары. Известно только, что в Средние века алжирские пираты носили короткие свободного покроя шаровары потому, что считали их наиболее удобными для своего «морского промысла». Предположительно именно они и передали этот тип одежды тем районам, на которые совершали пиратские набеги и в которых нередко оставались жить поживать. Это - острова Эгейского моря, остров Крит, побережье Пелопоннеса, Малая Азия. Ну, и остров Кипр не стал исключением. Каждый из этих районов перенял «пиратскую» одежду, посчитав ее как наиболее удобную в повседневной жизни, но видоизменил на свой лад.
Кипрские шаровары не только выглядят, но и сшиты очень необычно: они раскроены подобно женской юбке до колена или средней длины. По верхнему краю продет шнур, который затягивается на талии. Низ застрочен, но оставлены по бокам два отверстия для ног.
Особенное окрашивание в черный цвет
Кипрские шаровары шили из крепкой, натурального цвета, хлопчатобумажной ткани под названием вимитон (в 2 нити основа), и потом красили в черный цвет.
Процесс окрашивания длился достаточно долго и выполнялся профессиональными мастерами. Которые сначала «вымачивали» шаровары в воде (по 8 – 12 штук за раз), потом били деревянной скалкой. Затем окунали в раствор с красящим (в индиго) веществом. "Врака" окунали в тот раствор не менее 4 - 5 раз, пока они не окрашивались в синий цвет. Потом вытаскивали, сушили на солнце.
На следующем этапе их кипятили 2 - 3 часа в котле с гранатовыми корками и листьями рододендрона. После этого перекладывали в глубокий чан, оставляли там на 12 часов, т.е. "выдерживали" с вечера до утра. По утру доставали и сушили на солнце. Потом наливали вновь воду в котел, растворяли в воде сульфат железа, клали туда "врака" и, опять вымачивали с вечера до утра, пока они не приобретали темно-серый оттенок.
А потом Все повторялось сначала до получения нужного цвета - черного. В конце процесса окрашивания их промывали в чистой воде с добавлением небольшого количества квасцов, чтобы закрепит цвет. И сушили
Черный цвет шаровар у киприотов христиан остался со времен османского ига, когда цветные одежды носило исключительно мусульманское население. Хотя на свадьбу и по праздникам одевали шаровары и синего, и белого цвета.
Выдающийся кипрский филантроп, коллекционер костюма - Г. С. Фергудис, поведал о том, что такие "брюки когда-то крахмалили, и молодые люди прогуливались про улицам гордые тем шуршанием, что врака издавали при движении, как накрахмаленные нижние юбки на леди".
Действительно, крахмалили, а потом плиссировали пока они были еще мокрые: их привязывали к палкам и так сушили, закрепив белой тесьмой с тем, чтобы «изделие» не помялось. Это хорошо видно на картинке выше.
В Греции частенько гладили одежду при помощи стеклянного цилиндра, наполненного горячей водой. Как поступали на Кипре неизвестно, но в первой половине 20 века использовали измельченный рис, чтобы крахмалить одежду: рис отваривали, получившийся густой отвар разбавляли горячей водой. И … ву а ля!
Размер имел значение
В зависимости от местности, «врака» отличались размером. Например, в районе Месаория шаровары шили огромных размеров: широченные и пышные с большой складкой между ног, что спускалась и волочилась до самой земли. В столице - в Никосии, «врака» были намного уже. О "врака" слагали песни, которые до сих пор исполняют на семейных торжествах и национальных праздниках. В одной народной песенке, например, есть вот такие слова:
Целых 40 аршин ткани пошло на одни шаровары мои,
Получился длиннющий хвост и волочится он по земле.
О, Бедные мои шаровары, телепаются они туда и сюда.
И кто, если нужно, постирает шаровары мои в озерце.
И кто, если нужно, расстелет на солнце и высушит их?
Брюки "врака" в деталях описала английская путешественница Магда Ohnefalsch-Richter в одном из своих дневников:
«неописуемый объем материала с многочисленными складками свисают между ног почти до пят. Голени прикрыты только носками. Городские, одетые во "врака", вынужденно ходят медленно, потому что материя спускается до пят и болтается туда-сюда при ходьбе.
Сельские жители, явно завидуя городским, называют их не "врака", а "вакла", что означает жирный курдюк овцы». Шаровары для удобства затыкали за пояс на спине, и опускали на всю длину только тогда, когда ходили в церковь.
Пояс как украшение брюк
Украшал и одновременно поддерживал эту «конструкцию», то есть врака, на талии широкий пояс – зостра, который шили из хлопка, шелка или шерсти обычно тоже черного цвета. Но по особо торжественным дням использовали пояса из разноцветной ткани с яркими полосками и бахромой. Такие пояса, как правило, привозили из Триполи, Сирия.
Традиционно на поясе закрепляли вязаный / кожаный мешочек для денег или же делали потайной карман. С гордостью мужчины носили на поясе нож \ пистолет. Но что, самое интересное, к поясу крепили платочек – подарок невесты и символ супружеских уз (платок повязывали на шее жениха во время брачной церемонии). Подарком от невесты была также и шелковая рубашка. В повседневной жизни мужчины носили черные или белые хлопковые рубашки, а по воскресеньям и по праздникам – шелковые.
Труселя
Посмотрите на картинку, где сжигают приверженцев ордена Иоаннитов или Тамплиеров, и вы все поймете. На мужчинах одеты, похоже, современные "боксеры". Такие вот труселя, видимо, когда-то носили под брюками и киприоты тоже. Оказывается, мода - это хорошо забытое старое.