Найти в Дзене
светлана зацепина

Похожие на юбку брюки "врака"

Оглавление

Кипр – это одна из немногих европейских стран, где до недавнего времени можно было увидеть в каком-нибудь «кафенио» (т.е. кафе) пожилых мужчин, одетых одновременно в европейскую и в национальную одежду, а именно: пиджак и широкие черные брюки "врака". Именно эта часть мужской одежды дала название всему национальному мужскому костюму киприотов. Поговорим о них подробнее.

Происхождение слова «врака»

Этот элемент кипрской национальной одежды брюки - называется «врака», а того, кто их носит, величают «вракас». А вот тех, кто предпочитал европейского покроя брюки, сами киприоты некогда в шутку обзывали – «панталонас».

Кипрское слово «врака» произошло от римского «braсcaе», что означает просто напросто «штаны». Невзирая на то, что штаны у римлян совсем не похожи на кипрские шаровары и напоминают больше пижамные, название осталось и надолго.

Римские панталоны "bracae"
Римские панталоны "bracae"

Доподлинно не установлено, когда впервые стали носить киприоты такие «юбки», простите, шаровары. Известно только, что в Средние века алжирские пираты носили короткие свободного покроя шаровары потому, что считали их наиболее удобными для своего «морского промысла». Предположительно именно они и передали этот тип одежды тем районам, на которые совершали пиратские набеги и в которых нередко оставались жить поживать. Это - острова Эгейского моря, остров Крит, побережье Пелопоннеса, Малая Азия. Ну, и остров Кипр не стал исключением. Каждый из этих районов перенял «пиратскую» одежду, посчитав ее как наиболее удобную в повседневной жизни, но видоизменил на свой лад. 

Кипрские шаровары не только выглядят, но и сшиты очень необычно: они раскроены подобно женской юбке до колена или средней длины. По верхнему краю продет шнур, который затягивается на талии. Низ застрочен, но оставлены по бокам два отверстия для ног.

-3

Особенное окрашивание в черный цвет

Кипрские шаровары шили из крепкой, натурального цвета, хлопчатобумажной ткани под названием вимитон (в 2 нити основа), и потом красили в черный цвет. 

Процесс окрашивания длился достаточно долго и выполнялся профессиональными мастерами. Которые сначала «вымачивали» шаровары в воде (по 8 – 12 штук за раз), потом били деревянной скалкой. Затем окунали в раствор с красящим (в индиго) веществом. "Врака" окунали в тот раствор не менее 4 - 5 раз, пока они не окрашивались в синий цвет. Потом вытаскивали, сушили на солнце.

Красильная мастерская. Как колбаса в магазине висят "врака"
Красильная мастерская. Как колбаса в магазине висят "врака"

На следующем этапе их кипятили 2 - 3 часа в котле с гранатовыми корками и листьями рододендрона. После этого перекладывали в глубокий чан, оставляли там на 12 часов, т.е. "выдерживали" с вечера до утра. По утру доставали и сушили на солнце. Потом наливали вновь воду в котел, растворяли в воде сульфат железа, клали туда "врака" и, опять вымачивали с вечера до утра, пока они не приобретали темно-серый оттенок.

А потом Все повторялось сначала до получения нужного цвета - черного. В конце процесса окрашивания их промывали в чистой воде с добавлением небольшого количества квасцов, чтобы закрепит цвет. И сушили

Черный цвет шаровар у киприотов христиан остался со времен османского ига, когда цветные одежды носило исключительно мусульманское население. Хотя на свадьбу и по праздникам одевали шаровары и синего, и белого цвета.

Выдающийся кипрский филантроп, коллекционер костюма - Г. С. Фергудис, поведал о том, что такие "брюки когда-то крахмалили, и молодые люди прогуливались про улицам гордые тем шуршанием, что врака издавали при движении, как накрахмаленные нижние юбки на леди".

Действительно, крахмалили, а потом плиссировали пока они были еще мокрые: их привязывали к палкам и так сушили, закрепив белой тесьмой с тем, чтобы «изделие» не помялось. Это хорошо видно на картинке выше. 

Плиссированные  брюки "врака" в готовом виде
Плиссированные брюки "врака" в готовом виде

В Греции частенько гладили одежду при помощи стеклянного цилиндра, наполненного горячей водой. Как поступали на Кипре неизвестно, но в первой половине 20 века использовали измельченный рис, чтобы крахмалить одежду: рис отваривали, получившийся густой отвар разбавляли горячей водой. И … ву а ля!

Размер имел значение

В зависимости от местности, «врака» отличались размером. Например, в районе Месаория шаровары шили огромных размеров: широченные и пышные с большой складкой между ног, что спускалась и волочилась до самой земли. В столице - в Никосии, «врака»  были намного уже. О "врака" слагали песни, которые до сих пор исполняют на семейных торжествах и национальных праздниках. В одной народной песенке, например, есть вот такие слова:

Целых 40 аршин ткани пошло на одни шаровары мои,
Получился длиннющий хвост и волочится он по земле.
О, Бедные мои шаровары, телепаются они туда и сюда.
И кто, если нужно, постирает шаровары мои в озерце.
И кто, если нужно, расстелет на солнце и высушит их?

Брюки "врака" в деталях описала английская путешественница Магда Ohnefalsch-Richter в одном из своих дневников:

«неописуемый объем материала с многочисленными складками свисают между ног почти до пят. Голени прикрыты только носками. Городские, одетые во "врака", вынужденно ходят медленно, потому что материя спускается до пят и болтается туда-сюда при ходьбе.

Сельские жители, явно завидуя городским, называют их не "врака", а "вакла", что означает жирный курдюк овцы». Шаровары для удобства затыкали за пояс на спине, и опускали на всю длину только тогда, когда ходили в церковь.

Пояс как украшение брюк

Украшал и одновременно поддерживал эту «конструкцию», то есть врака, на талии широкий пояс – зостра, который шили из хлопка, шелка или шерсти обычно тоже черного цвета. Но по особо торжественным дням использовали пояса из разноцветной ткани с яркими полосками и бахромой. Такие пояса, как правило, привозили из Триполи, Сирия.

Пояс для украшения и удержания на талии брюк "врака"
Пояс для украшения и удержания на талии брюк "врака"

Традиционно на поясе закрепляли вязаный / кожаный мешочек для денег или же делали потайной карман. С гордостью мужчины носили на поясе нож \ пистолет. Но что, самое интересное, к поясу крепили платочек – подарок невесты и символ супружеских уз (платок повязывали на шее жениха во время брачной церемонии). Подарком от невесты была также и шелковая рубашка. В повседневной жизни мужчины носили черные или белые хлопковые рубашки, а по воскресеньям и по праздникам – шелковые.

Труселя

Пятница, 13 октября 1307.
Пятница, 13 октября 1307.

Посмотрите на картинку, где сжигают приверженцев ордена Иоаннитов или Тамплиеров, и вы все поймете. На мужчинах одеты, похоже, современные "боксеры". Такие вот труселя, видимо, когда-то носили под брюками и киприоты тоже. Оказывается, мода - это хорошо забытое старое.