С хорошими, по-настоящему цепляющими фильмами, в наше время туговато. В основном какой-то «проходняк» на один раз, не откладывающийся в памяти и не вызывающий никаких эмоций и, тем более, мыслей. «Джокер» Тодда Филлипса, к счастью, пошел в разрез с современными тенденциями в кинематографе и не только с ними…
Несмотря на то, что формально фильм посвящён персонажу из комиксов о Бетмене, по факту мы имеет серьезный, глубокий психологический триллер, граничащий с артхаусом, в котором попросту нет места «супергеройским/суперзлодейским» кривляниям. Образ, созданный Хоакином Фениксом, бескомпромиссно цепляет своей правдоподобностью настолько, что несчастья, а в последствии и безумие главного «героя» при просмотре буквально ощущаешь на себе. Я даже предполагаю, что данная работа — вершина его карьерной лестницы. Мне сложно после Джокера представить более мощную и серьезную роль.
Важную роль в картине играет музыка исландской композиторки Хильдур Гуднадоттир. Холодная, вязкая — она обволакивает зрителя, позволяя с головой окунуться в происходящее на экране.
Избегая спойлеров, скажу в вкратце о сюжете. Страдающий синдромом Туретта 40-летний, живущий с матерью комик-неудачник Артур Флек не видит в своей жизни хорошего практически ничего. Насмешки, унижения, несправедливость - верные спутники героя. Все это происходит на фоне мрачного мегаполиса, в котором главный кандидат в мэры, миллиардер Томас Уэйн, обзывает бастующих мусорщиков клоунами. Случайно попавший в руки Артура револьвер в один момент срабатывает. Резонансное убийство вызывает порицание у богатой части общества и массовое одобрение среди бедняков. Однако, Артур еще держится. Сокращение соц. работников, лишение героя бесплатных лекарств и возможности посещать психотерапевта, предательство единственного близкого человека довершают «дело» - Артур окончательно слетает с катушек и, выкрасив волосы в зеленый цвет, одев яркий костюм, и нанеся грим клоуна, начинает убивать всех, кто когда-либо ему насолил или обидел. Неплохой, в общем то, хоть и запутавшийся в себе человек под давлением окружающего мира становится преступником-психопатом.
На выходе мы имеем остро-социальную драму, о том как современное общество способно породить монстра, доламывая и без того поломанного человека. Главный злодей здесь не Артур, а капиталистическая система отношений. Создатели картины не оправдывают насилие, они объясняют его природу. Фильм с хирургической точностью вскрывает гнойники и пороки нашего мира, а также прекрасно иллюстрирует то, что с ума человека сводят не фильмы или компьютерные игры, а несправедливость, безразличие и безнадега. В своем личном рейтинге ставлю 10 из 10. Шедевр! Рекомендую к просмотру всем.
P.S.: Данное произведение посмотрел дважды. На моей памяти это первый фильм, на который я второй раз подряд хрдил в кинотеатр.