В каком-то старом фильме прозвучала мысль, что "все парни - с Марса, а девушки - с Венеры". Ну, если это так, то проектировщики - с Плутона, а дизайнеры и вовсе выходцы из другой, перпендикулярной Вселенной.
Мне вообще интересно - это ж насколько надо быть далеким от сего мира, чтобы заложить в проект 33ю балку, которую днем-с-огнем не сыщешь, или плиты перекрытия ГОСТа 1969 года, которые уже лет 20 не производятся? Пофиг, зато по нагрузкам проходят!
Дизайнеры - разговор вообще отдельный. Попадался мне в руки дизайн-проект пятиэтажного офисника, где стояк канашки второго этажа выходил в фойе первого. И молоденькая девушка дизайнер настаивала, что должно быть именно так, потому как иначе будет некрасиво...
Проектов, где на первый взгляд будто все хорошо, а на деле нет лестничных пролетов между этажами, или комнаты - закрытые наглухо коробки, как в "Ну, погоди!", без дверей - тоже было море.
Я все пытаюсь понять, но никак не могу дойти до этого своей головой - откуда у заказчика уверенность в том, что по проекту, заказанному через Интернет реально что-то можно построить? Откуда проектировщик, находящийся, например, в Питере, знает особенности грунтов в поселке Казанцево Челябинской области? Или он считает, что достаточно написать в проекте "скалистые грунты", и они на самом деле будут скалистыми?
В 2007 году обратился ко мне один заказчик с просьбой построить трехэтажный коттедж.
- Проект?
- Ха, проект! Проект, конечно есть! Я его купил в самой Москве!
Проект на самом деле был... дизайн-проект, с изображением фасадов здания с отметками высот и планировкой, правда, уже без размеров. Поверьте, у строителей есть более увлекательные и прибыльные занятия, чем рассчитывать нагрузки, фундамент и составлять спецификации для таких проектов, так что сдал я его своим проектировщикам, а сам занялся теми самыми увлекательными и прибыльными занятиями...
Примерно через пару дней в мой кабинет врывается заказчик, гневно размахивая руками и точка ногами.
- Да вы что, вконец обнаглели? Еще строить не начали, а уже на бабки разводите!
- А в чем, собственно, дело?
- Я проект купил в Москве... да-да, в самой Москве, всего за двадцать тысяч рублей, а ваши проектировщики за какие-то нагрузки и спецификации сто пятьдесят хотят!
Двадцать тысяч... какой увлекательный бизнес! Сделать один дизайн-проект, стоимостью пусть даже десять тысяч, размножить его на ксероксе, пусть за сто рублей, и продавать его копии (по сути - просто красивые бумажки), за двадцать тысяч! Рентабельность выше, чем при торговле наркотиками, оружием и проститутками вместе взятыми!
Еще один случай, уже осень 2008 года, реконструкция здания столовой одного завода под гостиницу. Нет, "гостиница" - слишком громкое слово, хотя в документах звучало именно оно, на деле - общежитие для китайских рабочих.
Один из залов с высотой потолка 6,200, согласно проекта, необходимо было разделить на два зала с меньшей высотой потолков, т.е. смонтировать балки и плиты перекрытия примерно по середине. Без демонтажа плит перекрытия кровли, самой кровли и парапета. Очевидно, проектировщик представлял себе этот процесс как телепортацию элементов металлокаркаса и плит с кузова КамАЗа сразу на место. Но и это - не главное.
Смонтировав три ряда плит, я с удивлением обнаружил что под лестничный пролет осталось не 1,5 метра, как по проекту, а всего 0,5 метра! Ну не может же быть! Сверил проект с фактом. Согласно проекта - три ряда плит, согласно факта - тоже три ряда. Нет, ну не может же быть! Три тут, и три там. Да сходится же!
И тут мне ударило в голову проверить длину здания, где и оказалось, что около сорока лет столовая простояла, имея фактическую длину на метр меньше проектной! Похоже, председатель некоего строительного треста, чьего имени история не сохранила, еще в советские времена отгрохал себе неплохой садовый домик из сэкономленного материала!
Вообще же проектировщики денег заказчика не считают, и даже не пытаются. Отсюда и основания под площадки входных групп из кирпичной кладки в кирпич толщиной, и стойки высотой сорок сантиметров, но непременно из двадцатого швеллера, сваренного в квадрат. Все эти недоработки обычно выявляются только когда разрешение на строительство уже подписано, и вносить изменения в проект и пересогласовывать его становится дороже, чем просто плюнуть на все, и построить как есть.
А можно проявить изобретательность, как это сделал один из заказчиков входной группы по ул. Энтузиастов в г. Челябинске в 2007 году, настоявшей на замене материала фальшстены с кирпича на пеноблок. Мол, так дешевле будет. После того как он подписал письмо, где всю ответственность взял на себя, мне уже было абсолютно все равно из чего делать эту стену. Правда, ввести магазин в эксплуатацию он не может уже четвертый год…