Мне самой, бывает хочется чаю с конфетами, а их, оказывается уже нет.
По всему дому у меня распрятаны конфеты. В половине случаев я забываю о них, как только их прячу. Время от времени кто-нибудь из детей обнаруживает тайник. Я узнаю это по фантикам, появляющимся под кроватью, на коврике в коридоре, в карманах брюк, брошеных в стирку, в постели под подушкой или в корзине для мусора, - в зависимости от того, кто таскает конфеты, младший сын или старший. Обычно они охотно показывают мне место, где нашли их.
Трехлетняя дочь, делится новостью почти сразу, как только обнаруживает спрятанный мной пакет. Почти. По ее чумазому рту я догадываюсь, что она поторопилась запихнуть конфету в рот, пока никто не видит. Сколько? - думаю я, идя за ней. Фантик, оставленный ею тут же в пакете, только один. Где же остальные? - горсть конфет «Красная шапочка» кажется поредевшей, хотя ничего кроме этого не говорит о том, что дочь успела взять больше, чем одну. Скорее всего, она отнесла сколько-то братьям, и еще одну я нахожу потом у нее в кармане.
Я прячу конфеты потому, что если просто положить их в шкаф, то они заканчиватся раньше, чем я за ними полезу. Мне самой, бывает хочется чаю с конфетами, а их, оказывается уже нет.
Младшую я ограничиваю в сладком. Мы можем растянуть шоколадную конфету «Мишка косолапый» на несколько дней. Она откусывает понемногу, но я делаю вид, что это уже много, и она удовлетворяется. На самом деле, я заметила, что пока ребенок не привык к сладкому, радости от крохотного кусочка шоколада больше, чем если позволить набить шоколадом рот.
С конфетами для дочери существует ритуал. Иногда она получает сосательную конфету в качестве сюрприза или поощрения. Я не злоупотребляю такими призами, поэтому они радуют дочку. Часто она просит меня дать конфету наперед, допустим перед тем, как соберет игрушки. При этом дочь обещает, что съест потом, м сейчас просто положит. Но сама. Ей нравится так договариваться, и мне тоже. Ни разу пока она не съела конфету раньше времени. Отчасти потому что я удерживаю ее от спонтанных попыток)
Привычка откладывать поедание конфет на потом нравится нам обоим. Мне - потому что дочь тем самым тренирует выдержку и самодисциплину. Знаете, это хорошее чувство, когда трехлетняя дочь, получая конфетку просто так, преодолевает соблазн по-быстрому засунуть ее в рот. - Можно есть, - доверительно спрашивает она?
Она знает, что в ответ я могу предложить ей положить сосачку в карман и съесть, например, после садика. Она не станет устраивать истерику, а положит конфету в карман, иногда забудет о ней на пару дней. Не потому, что она такая смиренная и послушная (попробуйте сказать это ее братьям)), вовсе нет.
Просто я не попрошу ее об этом без надобности. Тем более, если вижу, что ей очень хочется эту конфету. Зато, удовольствие положить конфету в карман, зная, что она твоя, и уже радуясь тому, что ты ее получила, совсем другого качества.
При этом дочь моя бессознательно учится взаимодействию со своим рефлекторным поведением. (пожалуй, и мне стоит этому поучиться). Она тренируется располагать своим действием. Ведь ей хочется съесть эту конфету. Но в поле взаимодействия со мной она демонстрирует способность к некоторой выдержке.
Зато она отведет душу, жадно подталкивая ладошкой "Красную шапочку" в рот, прежде чем сообщит мне о мешочке с конфетами, который я спрятала.