Этот извечный вопрос будоражит умы лучших представителей богословской мысли на протяжение вот уже почти двух тысячелетий. Ошибочно считать, что ответ только один - не спасутся. Просто вторую точку зрения на проблему - у нас (как минимум в РПЦ) не принято афишировать, и даже больше - принято всячески "гнобить".
Я уже касался данной проблемы отчасти в других своих статьях (ссылки в конце). Попробуем разобраться конкретнее, с цитатами из Писания и авторитетными мнениями признанных богословов древности и современности. А помогут нам в этом - недавние исследования команды митрополита Иллариона (Алфеева), а также лекции профессора Московской Духовной академии - Алексея Ильича Осипова. Аплодирую стоя этим двум мужественным людям. Хоть и пытаются их постоянно в еретики и чуть ли не враги Православия записать, но, хвала Господу, - они держатся.
Итак, до сих пор в православной среде держится четкий стереотип, что спасение души - возможно только в Православии, и то при определенных условиях. При невыполнении этих необходимых моментов - душа якобы обречена на вечные, бесконечные муки в аду. Исключение делается только для ветхозаветных праведников, таких как: Адам, Авраам, Давид и прочие праотцы и пророки.
Уже тут возникают вопросы: раз смогли спастись ветхозаветные праведники, не знавшие Христа, то где она - та грань, тот четкий критерий, по которому Многомилостивый Бог судит грешные души? Для спасения - необходимо упоминание твоего имени в Ветхом Завете? Так что ли? Вот так вот: лихо, с плеча - апологеты "спасения только в Православии" - ограничивают Всемогущего, Вселюбящего Бога.
Это, если идти путем элементарных размышлений. Но ведь помимо этого, есть и чисто практического плана доказательства и объяснения, содержащиеся в Святом Писании и на страницах трудов святых Учителей Церкви. И таковых, на удивление - достаточно много! На удивление, - потому что эти слова и мысли - не принято цитировать и давать им оценку в современной официальной церковной литературе. О редких исключениях я писал выше.
Известный современный нам ученый, доктор богословия А. Грильмайер выделяет в качестве основных для всей раннехристианской литературы (включая сам Новый Завет), три темы:
- Сойдя во ад, Иисус Христос проповедовал находившимся там душам человечества, причем Его проповедь распространялась не только на праведников, но и на грешников (керигма);
- Сошествие Христа во ад имеет некоторое отношение к таинству Крещения;
- Сойдя в ад, - Христос тем-самым победил и ад, и саму смерть.
Второй вывод - касательно нашей темы не сильно интересен, а вот остальные - точно свидетельствуют о том, что спасение возможно и для грешников, т.е. для некрещенных или представителей нехристианских религий.
Более поздние богословы тоже не обходили эту тему стороной. Прослеживается как бы две линии: одна общеизвестная, на которой настаивает церковь во все времена, вторая, как бы параллельно идущая - как раз та, о коей принято умалчивать. Среди святых Отцов, развивавших в своих трудах альтернативную точку зрения на спасение: святители Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Епифаний Кипрский, Ефрем Сирин, Иоанн Лествичник, Исаак Сирин и другие.
Жаль, что формат статьи не позволяет подробно привести все цитаты и обоснования. Приведу хоть одну, - преподобного Исаака Сирина из его бесед "о божественных тайнах и духовной жизни":
Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там – такой человек думает невыразимо богохульно о Боге, в соответствии со своим ребяческим сознанием: он отнимает у Бога Его доброту, благость и милосердие – то, благодаря чему Бог на самом деле терпит грешников и злодеев.
Сильные слова, - что тут добавить....
Кто хочет более детально и подробно ознакомиться с высказываниями святых Отцов о возможности спасения, даже из ада, - рекомендую книгу митрополита Иллариона (Алфеева): "Христос – Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции"
Моя статья по схожей тематике: Споры о длительности адских мук
Не забывайте оценивать материал, высказывать свое мнение в комментариях.
Ваш недодиакон Имярек