23 июня Великобритания проведет референдум о членстве в Европейском Союзе. Выход произойдет в случае голосования в связи с отпуском, и это будет иметь далеко идущие последствия. Выход повлияет на все правовые, экономические и политические взаимоотношения между Великобританией и ЕС.
Здесь мы сосредоточимся на среднесрочных и долгосрочных торговых последствиях выхода из кризиса. В частности, рассмотрим потенциальные торговые и макроэкономические последствия, которые Brexit будет иметь для Нидерландов.
- Как Brexit повлияет на торговую политику Великобритании с ЕС и остальным миром, представляет особый интерес для торговых партнеров Великобритании. Однако, поскольку прецедента выхода страны из ЕС не существует, последствия выхода из ЕС весьма неопределенны. Лиссабонский договор 2009 года установил официальные процедуры для выезда из ЕС.
Большинство стран уведомляют ЕС о своем намерении покинуть страну, и это приведет к переговорам по соглашению о выходе, которое может занять до двух лет. Тем не менее, неясно, какова будет политическая и экономическая реакция ЕС на выход и, таким образом, на что это соглашение о выходе будет иметь право. Также неясно, как повлияют на торговую политику и соглашения, заключенные Европейской Комиссией от имени государств-членов ЕС. Это включает членство в WTO и 36 соглашений о свободной торговле, которые определяют торговые отношения ЕС с 58 странами.
Великобритания является одним из основных торговых партнеров Нидерландов, и поэтому Brexit будет оказывать непосредственное влияние на двусторонние торговые потоки и, следовательно, на голландскую экономику. Самый важный торговый вопрос, связанный с выходом из Брексита, заключается в том, каким образом будет затронуто действующее соглашение о свободной торговле, встроенное в единый рынок ЕС.
Брексит-сценарии торговли
Как объяснялось выше, уникальность референдума по выходу из ЕС подразумевает, что существует большая неопределенность в отношении изменений в торговой политике, с которыми столкнется Великобритания, если она покинет ЕС.
Можно разделить эти неопределенности в торговой политике на две группы.
- Во-первых, потребуется новый набор торговых правил между ЕС и Великобританией, который заменит единые рыночные условия ЕС. Учитывая, что единый рынок считается очень глубоким и широким соглашением о доступной торговле, которая обеспечит самую высокую степень интеграции из всех существующих торговых соглашений между несколькими странами, почти очевидно, что его выход из него приведет к увеличению торговых издержек между Великобританией и ЕС. Эти издержки в широком смысле можно определить как меры доступа на рынки и правила, действующие за пределами границ, которые определяют степень нетарифных барьеров в торговле.
- Во-вторых, могут пострадать и торговля между Великобританией и остальным миром. Большинство исследований считают само собой разумеющимся, что Великобритания останется членом WTO, но это также неясно. В том же ключе ЕС в последние десятилетия провел переговоры по 36 соглашениям о свободной торговле с 58 различными странами. Если Великобритания покинет ЕС, то вопрос о том, будет ли она юридически включена в эти FTA, вызывает сомнения, а если нет, то ей придется пересмотреть торговые соглашения со всеми этими странами, что потребует много времени и затрат.
Однако, поскольку хочется оценить изменения в двусторонней торговле между Великобританией и ЕС в случае Брексита, то сосредоточим этот анализ на первой неопределенности, какую торговую сделку можно ожидать от Великобритании и ЕС после Брексита?
В этом смысле строятся различные сценарии, оценивающие потенциальные новые торговые соглашения между Великобританией и ЕС, касающиеся тарифов и нетарифов.
Торговые соглашения за пределами членства в ЕС
Для построения новых торговых сценариев надо следовать последним исследованиям последствий выхода из Брексита для торговли Великобритании и ЕС. Существует несколько альтернативных членству в ЕС торговых соглашений. Эти альтернативные торговые соглашения можно разделить на три основные группы:
1. Членство в EEA (как Норвегия)
2. Соглашения о свободной торговле (как со Швейцарией, Турцией и Канадой)
3. Членство в WTO (отношения по умолчанию)
Членство в EEA, однако, маловероятно: Великобритания обменяла бы членство в ЕС на что-то очень похожее на членство в ЕС, но без представительства или прямого влияния на решения. Кроме того, для беспошлинного въезда в ЕС Великобритания должна будет выполнить требования правил происхождения. С ростом сложности глобальных цепочек поставок проверка происхождения продукции становится все более дорогостоящей. Что еще более важно, поскольку возможность отхода от иммиграционных правил ЕС имеет решающее значение для проведения кампании уйти, взносы в бюджет ЕС и нормативные акты ЕС играют центральную роль.
Торговля и макроэкономические последствия выхода из кризиса
Здесь опишем результаты сценариев, смоделированных с использованием модели WorldScan. Сначала представляем результаты по основным сценариям, а затем результаты по сценариям с использованием альтернативных экономических механизмов.
Великобритания тесно интегрирована с ЕС. Британский экспорт в ЕС27 в настоящее время составляет около 52% от общего британского экспорта, в то время как экспорт из ЕС27 в Великобританию составляет лишь около 7%. В этом контексте ожидается, что увеличение торговых издержек, связанных с выходом из Брексита, скажется на Соединенном Королевстве пропорционально больше, чем на ЕС27. Для Нидерландов Великобритания будет более значимым экспортным рынком, чем для среднестатистической страны ЕС. Голландский экспорт в Великобританию составляет 9% от общего объема, и в связи с этим ожидается, что негативные последствия Brexit для Нидерландов будут выше, чем для среднего по ЕС.
Модели общего равновесия описывают соотношение спроса и предложения на рынках. В этих моделях цены и количество товаров и факторов производства корректируются таким образом, чтобы спрос и предложение стали равномерно распределенными при равновесном уровне цен и количества. Эти модели также описывают взаимодействие между несколькими рынками. Например, фирмы должны определить факторы производства, необходимые для производства конечного товара, с учетом цены и спроса на этот товар. Таким образом, решения компаний о предложении зависят от равновесной цены продукции и, в свою очередь, определяют спрос на необходимые промежуточные и факторные ресурсы.
Потребительские предпочтения и бюджетные ограничения будут определять спрос на готовую продукцию и предложение факторов производства. Взаимодействие оптимизационных решений фирм и потребителей в конечном итоге определит равновесные цены и количество товаров и факторов производства.