Эта статья для тех, кто интересуется проблемами общества и историей общественной мысли.
Имя Никколо Макиавелли буквально вошло в обиход в качестве определения. Слышали, наверное, выражение "макиавеллиевский метод" или "он поступил воистину по-макиавеллиевски" и т.п. Этот мыслитель прославился на века своими взглядами на проблему политического управления.
Макиавелли жил в XV-XVI веках, то есть в период, когда в Европе (особенно в Италии) бушевала Эпоха Возрождения, притом он находился в самом ее эпицентре - во Флоренции. Он работал в правительстве этой республики и руководил ее дипломатической службой. В первую половину своей жизни Макиавелли активно занимался политикой, а вторую посвятил, в основном, написанию книг. Это произошло потому, что из-за всевозможных политических перипетий Макиавелли был отстранен от работы в правительстве.
В 1532 году вышла книга, которая его прославила далеко за пределами Флоренции на века вперед. Эта книга называлась "Государь".
Когда Макиавелли писал ее, во Флоренции происходили бурные события, и философ, делая свои выводы, активно использовал животрепещущий материал. Но издать самому эту работу он не успел - умер. Книгу издали его друзья. Она сразу стала знаменитой и вызвала как восхищение, так и нападки.
Главное достоинство книги - несомненная четкость выраженной в ней позиции. Макиавелли фактически написал первую политологическую книгу, где поверг анализу важнейшую сферу общества - политику, которую он называл опытной наукой.
Дав определение политики, мыслитель проанализировал различные способы прихода к власти: насильственный, по воле удачного случая и благодаря добродетели. Притом он подчеркнул, что сила и добродетель могут сочетаться, и это хорошо. Макиавелли откровенно описал те приемы, которые может использовать политик ради прихода к власти и ее сохранения.
Эти методы как раз и являются главным объектом критики, так как многие из них выглядят хладнокровно циничными и являются иллюстрацией к положению "цель оправдывает средства".
К народу Макиавелли относился с трезвостью человека, искушенного в политике, то есть не возлагал на него особых надежд и подчеркивал непостоянство народа. Структура государства - этот народ, затем гранды, то есть знать, и, наконец, государь. Сторонник жесткой авторитарной власти, Макиавелли рекомендовал государю балансировать между народом и грандами, не забывая осыпать их милостями и одновременно контролировать их поведение.
При этом государь должен, в зависимости от ситуации, вести себя то как лиса, то как лев.
Знать будет рваться к власти, поэтому государю важно сдерживать их, но не перекрывать кислород полностью, а давать возможность проявить себя. Народ может взбунтоваться, если жизнь становится слишком тяжела, поэтому умный государь должен демонстрировать добродетели, которые нравятся народу - щедрость, милосердие и т.д. Но важнее этого - успешность. Народ обожает успешных правителей, так как отсвет успеха падает и на него.
"Он поднял страну с колен", "он сделал страну мировым лидером", "благодаря ему мы победили" и т.д. Знакомые слова? Если пропаганда хорошо работает, и народ думает так, то государь пока может быть спокоен. Он останется на троне, если еще и грандам подкидывает денег и привилегий.
Короче, чем больше я читаю Макиавелли, тем яснее вижу, что нами правят воистину по-макиавеллевски...
Буду благодарна, если вы дадите ссылки в своих соцсетях на мой канал и эту статью. Читайте еще:
Зачем нужны социальные нормы и надо ли им следовать
Плюрализм в философии и политике: что это такое и чем отличается
Загляните на досуге в этот пост в другом блоге:
Удивительные фотографии Барбары Коул: эти девушки как будто написаны кистью художника