Найти тему
Реактив

Как Таджикистану не стать провинцией Китая

Китай постоянно наращивает финансовые вливания в Республику Таджикистан. Рост государственного долга Душанбе приводит к тому, что Пекин поглощает республику не только финансово, но и территориально.

В такой ситуации Эмомали Рахмону остается лишь тщетно пытаться сохранять лицо и выдавать экспансию Китая за обоюдовыгодное сотрудничество.

На сегодняшний день более 80% золота в Таджикистане добывают китайские компании. Более того, в Айнинском районе на севере страны под контроль китайских добывающих компаний отданы десятки месторождений, в том числе золотоносных.

Разработкой этих месторождений занимается китайско-таджикская компания «Talko Gold» созданная по инициативе Пекина. Управляется она советом директоров из числа местных олигархов под руководством Шерали Кабира.

Все они тесно связаны с китайским капиталом. Пекин в течении многих лет накачивает госдолг Таджикистана. Выделяемые средства не идут на развитие промышленности, а попросту разворовываются местной элитой, в том числе и семейством самого Рахмона. В результате олигархи республики сами способствую поглощению Таджикистана Китаем.

Так, в течении десяти лет с 2009 года долг Таджикистана перед Китаем вырос с 630 миллионов до 1,3 миллиарда долларов США, при том, что суммарный внешний долг республики составляет 2 млрд. 924,2 млн.

-2

В счет непомерного долга республика постоянно передает Китаю на различных условиях собственные территории и отдельные месторождения. Наиболее показательный случай – передача 1500 квадратных километров территории Горно-Бадахшанской АО. Теперь же Душанбе отдает Пекину серебряное месторождение «Якчилва», расположенное в Мургабском районе ГБАО.

Все попытки президента республики сгладить углы в процессе утери территории и экономического поглощения Китаем Таджикистана просто смехотворны. Население республики прекрасно понимает, что происходит и негодует по этому поводу, порой выражая несогласие с помощью грубой силы. Экспертное сообщество полностью разделяет настроение народа, однако в страхе преследования со стороны власти и силовиков, мнение старается публично не выражать.

Единственный выход для республики видится лишь в опоре на Россию, которая могла бы выкупить долг перед Китаем и восстановить промышленность республики, процветавшей некогда в составе Союза.

Да, это смена одного кредитора на другого, но смена качественная. Китай в отличие от России с презрением относится ко всем «не китайцам», это всецело находит отражение в его внешней политике и отношениях с бизнес-партнерами. Судьба местного населения, как и самой республики его волнует меньше всего, он лишь извлекает выгоду и опустошает недра.

Россия на протяжении всей своей истории демонстрировала уважительное отношение ко всем народам в разное время присоединявшимся к ней в составе империи и СССР. Более того, если того требовали обстоятельства, то братской республики оказывалась беспрецедентная техническая, финансовая и культурная помощь, при этом так, что это не служило основанием для какого-либо шантажа, и тем более угнетения.

Напротив, союзничество с Россией давало мощный импульс в развитии республике и выводило ее на недоступный до этого уровень развития, в том числе и по уровню жизни местного населения.