Найти тему
NagNews

Миллионы IP-адресов на заднем дворе дома могут превратить вашу жизнь в кошмар

Представьте на секунду, что ваш уютный дом, где вы могли спокойно укрыться от невзгод и окружающего шума в сладостном уюте и тишине, вдруг перестал быть таковым. Теперь в вашу дверь что ни день стучатся неизвестные гости, требующие вашего сиюминутного внимания. И нет, их цель не выпить с вами пива, и они вовсе не ваши поклонники. Все эти люди искренне уверены, что вы у них что-то украли, оскорбили их в социальных сетях, или похитили их родственника. Кроме того,  среди этих нежданных гостей периодически встречаются частные детективы и полицейские, которые готовы применить оружие. Ну, как вам? Теперь хочется возвращаться после работы домой?

Пожилая дама 73 лет по имени Энн и ее сын Джон, живущие в Претории, административной столице Южной Африки и рядом с Йоханнесбургом, регулярно испытывали неудобства из-за гостей, некоторые из которых были попросту неадекватны. Возможно, последней каплей стал визит частного детектива, который долбился в их дверь и отказывался куда-либо уходить, утверждая, что в доме находится похищенная девушка. Энн и Джону пришлось вызвать полицию, вместе с которой детектив обыскал все комнаты в их доме, но так и не нашел никакой девушки. При этом, детектив утверждал, что использовал некое специальное устройство для слежения, которое не могло ошибиться. Эту историю рассказала журналистка издания Gizmodo, помогавшая семье в распутывании этого дела.

Дедушка Джона приобрел этот дом в тихом районе, в 1964 году. На заднем дворе он посадил нектарин и персиковые деревья, и первые пятьдесят лет семья наслаждалась жизнью в этом тихом и прекрасном месте.


Тот самый дом
Тот самый дом

Но все изменилось в 2013 году, когда в дом стали регулярно наведываться разные  незнакомцы. Некоторые являлись на порог Джона и Энн в сопровождении полиции, утверждая, что хозяева дома украли их смартфон или ноутбук. Однажды три подростка пришли разобраться по-поводу нецензурных комментариев в Instagram. На пороге дома появлялись искавшие пропавших родственников и даже сотрудник Госдепартамента, который занимался поимкой людей, находящихся в розыске. Однажды, когда Энн сидела на диване в гостинной и ужинала, в дом и вовсе вломились вооруженные полицейские из группы быстрого реагирования, искавшие опасных преступников.

-2

Однако, по-настоящему Джона напугало письмо из юридической службы от владелицы южноафриканского магазина кожгалантереи BennaBok. Владельцы магазина обвинили Джона в том, что он запугивал их в социальных сетях, угрожая расправой. Несмотря на то, что Джон и Энн воспринимали все эти регулярные визиты, как нечто собой разумеющиеся и даже привыкли к ним словно к периодическим снегу или дождю, им все же приходилось нести и существенные материальные издержки. Так, Джон тратил средства на юристов, разбиравших в судах претензии его гостей.

В итоге, Джону все же пришлось начать распутывать эту историю. Было понятно, что Джон и Энн стали жертвами некоего технологического феномена, а их дом стал местом куда вели все пути прямиком из мировой паутины.

-3

В попытке распутать странный клубок событий, Джон обратился к интернет-провайдерам с просьбой о помощи, а также к производителю своего домашнего роутера, поскольку он предполагал, что из его дома исходит некий сигнал, привлекавший посетителей. Однако все попытки были тщетными. Затем Джон взялся вести учет каждого посетителя, записывал все о происходящем, а затем передавал всю эту информацию следующим людям, пожаловавшим в его дом с очередными обвинениями.

Однако, в 2016 году бороздя интернет в поиска решения своей проблемы Джон наткнулся на публикацию о паре из Атланты, которая испытывала схожие проблемы – к ним в дом постоянно приходили незнакомцы в поисках потерянных мобильных устройств. Он обратился к журналистке Кашмир Хилл, написавшей эту историю, с просьбой о помощи. Та отреагировала на письмо Джона, отправив ему ссылку на еще один материал, о хозяйке фермы в Канзасе Джойс Тейлор, которая десятилетиями испытывала схожие с Джоном проблемы.

В ходе журналистского расследования Хилл выяснилось, что ферма Тейлор была отмечена в базе данных компании MaxMind. Компании вроде MaxMind занимаются определением места, где расположено то или иное цифровое устройство, основываясь на его IP-адресе. Как правило, для определения местоположения IP-адреса подобные компании используют несколько способов. Например, они проводят исследования в реальном мире, отправляя автомобили, как Google Street View, которые ищут открытые сети Wi-Fi, подключаются к ним, получают их IP-адреса, а затем записывают их физическое местоположение. Также, они покупают данные о местоположении в приложениях на смартфонах людей, которые соотносят IP-адреса с GPS-координатами.

Когда же методы, приведенные выше, невозможно использовать, MaxMind может воспользоваться информацией международных некоммерческих организаций, поддерживающих бесперебойную работу интернета. MaxMind берет информацию из такого источника и делает предположение о том, где располагается IP-адрес – находится ли он в офисе конкретной компании или просто располагается где-то в городе, где она зарегистрирована. Однако, такие данные весьма неточны, ведь компании занимающиеся IP-картографированием зачастую не показывают точных данных расположения IP-адреса, а в лучшем случае указывают лишь город или даже штат.


Мы проверили один из таких сервисов. Там действительно выдают неточные данные
Мы проверили один из таких сервисов. Там действительно выдают неточные данные

Компьютерные системы плохо справляются с такими понятиями, как город или штат, поэтому MaxMind при указании местоположения IP-адреса использует широту и долготу. При этом учитывается и такой параметр, как радиус точности. Именно он обозначает насколько точно указано местоположение устройства в радиусах 5 миль, 100 миль или 3000 миль. Однако тысячи компаний, пользующихся услугами MaxMind,  игнорируют этот важный параметр.

Такое положение вещей уже не раз провоцировало скандал и неприятные ситуации, и в 2018 году MaxMind начала удалять данные долготы и широты из бесплатной базы данных, а также переводил другие указатели из мест, которые могли бы указывать на конкретных людей. Тем не менее, как впоследствии выяснили журналисты, в базе MaxMind адрес Джона и Энн был на 104 месте по популярности, и к нему было прикреплено более миллиона IP-адресов.

В тоже время Джон обратился к своему другу детства, преподавателю университета Претории Мартину Оливье. Тот сразу понял, что дело в IP-адресе, но долго не мог сообразить – в чем же причина такой "популярности" злополучного дома?

В поисках причины Оливье использовал координаты дома, а затем "пробивал" их через различные поисковые системы. Первая зацепка нашлась на сайте "Pretoria Prayer Times", который рассказывал мусульманам, в какое время дня им нужно молиться. Координатами дома Джон и Энн определялась Претория в целом. Продолжив поиски,  Оливье наткнулся на огромную базу данных, содержащую названия городов и более миллиона записей широты и долготы. Как выяснилось впоследствии, база данных находившаяся в свободном доступе, была составлена неким американским Агентством геопространственной разведки (АГР), подчиняющимся Минобороны США. В его функции входило предоставление политикам, военным и спасателям геопространственных разведданных.

-5

В числе прочего, агентство занимается анализом спутниковых снимков в поисках секретных объектов. Именно из-за их ошибки в 1999 году НАТО нанесло ракетный удар по посольству Китая в Белграде.

Как выяснилось,  именно данные из этой базы служили в качестве одного из основных источников для MaxMind. В результате, MaxMind определил какие IP-адреса относились к Претории. Поскольку в качестве определения Претории на карте использовались координаты дома Джона и Энн, каждый раз когда любой из IP-адресов, принадлежащих Претории, использовался в различных незаконных целях, база MaxMind указывала, что виновник находится на заднем дворе дома Джона и Энн.


В этом уютном месте "были сконцентрированы" все IP-адреса Претории
В этом уютном месте "были сконцентрированы" все IP-адреса Претории

Журналистка издания Gizmodo, проводившая расследование по просьбе Джона, обратилась в АГР с просьбой прояснить, почему именно этот дом был указан в качестве координат Претории. Там ответили, что ставят точку, как можно ближе к центру города. Однако, дом Джон и Энн был далеко от центра на севере города. В результате, агентство перенесло координаты в центр Претории и теперь все, у кого есть претензии к владельцам того или иного IP-адреса, будут приходить со своими вопросами прямиком к ногам политического лидера африканцев конца 1800-х годов, Пола Крюгера.

-7