На прошедшей неделе появились новости о том, что китайский производитель электрических автомобилей Xpeng Motors на очередном раунде привлёк $400 млн. новых инвестиций. Наверняка, не многие слышали о данной компании, но не спешите вешать на неё срамной ярлык производителя китайских копий Tesla. Предлагаем немного лучше узнать о Xpeng и электромобилях данной марки.
Немного истории
Xiaopeng Motors (Сяопенг Моторс) очередной стартап, который появился на китайской земле в 2014 году. Основали компанию Хе Сяопен (он же основатель очень популярного в прошлом мобильного браузера UC Browser, в некоторых странах Азии он по-прежнему популярен и опережает Google Chrome), Ся Хеном и двумя его друзьями. Из известных китайских личностей следует упомянуть Джозефа Цай - вице-президента Alibaba, который вошёл в корпоративный совет Xpeng в 2018 году. Также в компанию поверил и Лэй Цзюнь - основатель всем известного гиганта Xiaomi, он же является одним из крупнейших инвесторов нового автопроизводителя.
За столь короткий срок своего существования (5 лет) компании удалось сделать очень многое, что уже позволило опередить многих конкурентов. На данный момент Xpeng ориентируется исключительно на внутренний рынок Китая. Статистика продаж пока не доступна, но с конвейера ежемесячно сходит порядка 3 000 экземпляров модели G3, а до конца года производитель планирует выпустить 40 000 автомобилей. Кроме этого компания активно развивает сеть фирменных быстрых зарядных станций по всей стране.
Особенностью Xpeng Motors является отсутствие собственного завода для сборки автомобилей. Все машины производятся на линии фабрики Haima, которая, что немаловажно, принадлежит государству. В будущем Xpeng планирует стать по-настоящему массовым производителем электромобилей в стране и значительно увеличить объёмы выпуска. Для этого всё же потребуется собственный завод, который уже строится и должен быть готов в первой половине 2020 года.
Далее поговорим о самом важно - электромобилях под маркой Xpeng.
Xpeng G3
Кроссовер G3 стал первой серийной моделью нового автопроизводителя. Впервые автомобиль был представлен публике в сентябре 2016 года в качестве концепта под названием Xpeng Beta. На тот момент была озвучена сумма затрат на разработку модели в размере $100 млн. У журналистов, особенно российских, данный концепт, как и вся затея с созданием новой марки, вызвали повальный скепсис.
Ровно через год в октябре 2017 стартовал предсерийный выпуск машины под именем Xpeng Identy X. Внешность будущей новинки претерпела незначительные изменения, которые в основном касались новой оптики и бамперов.
В январе 2018 года на выставке CES, которая ежегодно проводится в Лас-Вегасе, был показан серийный вариант с финальным названием G3. Изменения вновь коснулись не только нейминга, внешний вид также обновили: появились новые фары и задние фонари, а также передние и задние крылья, благодаря чему образ получился более гармоничным. Уже в декабре 2018, вопреки всем негативным предсказаниям, в продажу поступили первые автомобили, а весной 2019 новинка стала доступна к покупке для всех желающих.
Что касается технических характеристик, то у G3 здесь всё относительно стандартно. Сразу стоит оговориться, что автомобили 2019 и 2020 модельного года имеют отличия в своей начинке, но обновлённые машины уже доступны к покупке, поэтому далее поговорим именно о них.
На выбор предлагаются автомобили с литий-ионными батареями ёмкостью 66,5 и 50,5 кВтч, что позволяет проехать 520 и 400 км соответственно (по методике NEDC, которая далека от реальных условий эксплуатации). Электромотор синхронного типа на постоянных магнитах выдаёт мощность 145 кВт (197 л.с.) и 300 Нм крутящего момента, что позволяет разогнать версию с увеличенной батареей до 100 км/ч за 8,6 секунд, а максимальная скорость составляет 170 км/ч. От быстрой зарядной станции с 30 до 80% заряда батарея способна набрать за 30 минут, от бытовой электрической сети время заряда уже составляет 5,5 часов. Привод только передний, полного привода нет и не будет, хотя на ранних этапах разработки производитель заявлял оба варианта.
А вот в плане дополнительного оснащения автомобиль "напичкан" по полной: светодиодные фары, панорамная крыша, 15,6 дюймовый экран мультимедия, 12,3 дюймовая ЖК-панель приборов, управление голосом, камеры кругового обзора, адаптивный круиз, система слежения за полосой и дорожными знаками, автоматическая парковка, подогрев руля, подогрев и вентиляция сидений, электрорегулировки сидений, управление функциями машины со смартфона, мониторинг здоровья водителя, встроенный видеорегистратор, вмонтированная в крышу дополнительная камера, которая может крутиться на 360 градусов, и это далеко не всё, список возможных опций действительно впечатляет. Не хватает только автопилота, который обязательно должен появится в будущих моделях Xpeng.
Что касается стоимости, то цены на обновлённый G3 начинаются от 143 800 китайских юаней, что в пересчёте на российские рубли составляет около 1 300 000. Самая топовая версия обойдётся уже в 1 800 000 рублей. К сожалению, в нашей стране действуют пошлины даже на ввоз электрокаров, и если представить, что Xpeng решит покорять российский рынок, то к китайским ценам можно смело плюсовать треть стоимости автомобиля. Вопросы качества, обслуживания и инфраструктуры конечно остаются, но всё же это очень интересная цена для электрического кроссовера с хорошим оснащением.
Xpeng P7
О да, впечатляет! Если модель G3 является недорогой альтернативой Tesla Model X с прицелом на массовость, то P7 позиционирует себя как равного конкурента Model S и готов биться не только ценой, но и своим внешним видом, мощностью и новыми интеллектуальными фишками.
О технической части известно, что электрокар будет оснащён полным приводом, который осуществлён с помощью двух электродвигателей на каждой оси. Пятиметровый седан способен разгоняться до 100 км/ч за 4 секунды, а запас хода на одной зарядке составит более 600 км. Также заявляется высокий уровень активной и пассивной безопасности (5 звёзд по методологии C-NCAP).
Одной из сильных сторон P7 является его инновационность в плане смарт-технологий. Xpeng объединил усилия с рядом китайских компаний, чтобы получить действительно работающее решение "умного" автомобиля уже сейчас. Благодаря сотрудничеству с Nvidia и Qualcomm машина будет оснащена мощными чипами, обсчитывающими всю электронику, а данные между блоками автомобиля будут передаваться по новой сверхбыстрой шине. Также в систему автомобиля будут внедрены новейшие модули передачи данных сетей 5G, что в будущем позволит построить бесшовную экосистему общения водителя, автомобиля, инфраструктуры города и многочисленных сервисов помощи и развлечений.
Также P7 будет первым серийным автомобилем оснащённым цифровой аутентификацией по стандартам IFFA. Это технология цифровых ключей, которая позволяет получить доступ к машине с помощью, например, отпечатка пальца, сканирования лица или смартфона. Также совместно с новым седаном дебютирует и система автомобильной цифровой экосистемы Alibaba In-Car Mini APP, объединяющей в себе ряд сервисов, связанных с навигацией, анализом трафика, состоянием водителя, его образом жизни и развлечениями. Система способна использовать искусственный интеллект и нейронные сети для оценки различных факторов в реальном времени. И конечно же электрокар в дополнении к многочисленным системам помощи на дороге получит и абсолютно новый автопилот.
Седан P7 впервые показали в апреле 2019 года на автосалоне в Шанхае. Заявленная дата начала продаж - середина 2020 года. Предварительная стоимость на данный момент не известна.
Xpeng vs Tesla
Дизайн
Мало кто будет отрицать, что при первом взгляде на G3 явно прослеживаются заимствования внешнего облика у Model X, а интерьер китайца усиливает это впечатление ещё сильнее. Но не стоит ругать Xpeng, это вполне обоснованное решение. Если речь заходит о серийных "электричках", то обычно в голове возникает образ автомобилей Tesla (а возможно кто-то вспоминает и самого Илона Маска), ведь они являются лидерами рынка и воспринимаются как референс образцового электрокара на каждый день.
Китайские товары и их производители постепенно исправляют свою репутацию дешёвой и ненадёжной продукции, но всё же (за исключением некоторых брендов, например, DJI, Xiaomi, Huawei) в общей своей массе их качество вызывают сомнения у покупателей. Поэтому в поднебесной сформирован проверенный годами метод выхода на мировой рынок - нужно сделать что-то очень похожее на продукцию, которая уже завоевала сердца покупателей, но значительно дешевле, а после того, как бренд примелькается и "зайдёт", можно начинать отстраиваться от конкурентов не только ценой, но и новыми решениями в технологиях и дизайне (хотя у китайцев с последним до сих пор не всё гладко). Очевидно, что обратная стратегия, основанная на некой индивидуальности и непохожести для малоизвестного китайского бренда слишком рискованна.
Xpeng Motors не стесняются позиционировать себя именно как конкурента Tesla и желают, чтобы потенциальные покупатели электрокаров считали также. Это один из способов обратить на себя внимание. А перекликания в дизайне как раз наглядно указывают на это - "посмотрите на нас, мы такие же как Tesla, только дешевле".
Скандал
Но не только своим внешним видом Xpeng задел Tesla. В течение нескольких месяцев между двумя компаниями продолжался скандал. В январе текущего года сотрудник Tesla Цао Гуанчжи покинул компанию и стал работать на Xpeng. Американцы обвиняют его в том, что он передал китайской компании исходный кода автопилота Tesla, который разрабатывался совместно с Apple. Сам Цао не отрицает, что действительно загружал исходный код в свою учётную запись iCloud, но обвинения отрицает. Сами же Xpeng предпочитают дистанцироваться от ситуации, обещая провести внутренние проверки.
Инвестиции и партнёрство с Xiaomi
За последний год Xpend Motors удалось привлечь $1,3 млрд. в виде инвестиций. В производителя вложились как крупные компании, например, Alibaba, Foxconn, IDG Capital, так и частные инвесторы. Далее планировалось привлечь дополнительно около $500 млн., после чего сосредоточиться на увеличении объёмов производства и держать курс на IPO. Собственно, последним инвестиционным раундом компании удалось добрать ещё $400 млн., что практически соответствует всем ранее озвученным планам и даёт повод думать, что и далее Xpeng Motors будет идти вперёд теме же темпами, сдерживая свои обещания.
Что касается Xiaomi, то они считаются одними из основных инвесторов Xpeng, чему способствует личный интерес главы Сяоми. Совместно компании активно работают над системами тесного взаимодействия мобильных устройств с автомобилем.