Вредного всем вечера пятницы!
Ни одни воспоминания людей, родившихся в 20-м столетии не могут обойти стороной самую большую, больную и животрепещущую тему. В те времена детство детей кончалось крайне рано. Пора написать о военных воспоминаниях дяди Вити.
Смотр коллективов художественной самодеятельности проходил на сцене Иркутского театра музыкальной комедии. Подошла и наша очередь. Перед выступлением была проведена репетиция — знакомство, пристройка к новой площадке.
Итак, все готово к выступлению. Несколько напутственных слов Марии и Павла. Тишина. Под стук колес и пыхтение паровоза медленно открывается занавес. Аплодисменты, как говорится, долгие и нескончаемые. Па сцене хор, перед хором оркестр. Выходит Витя Временщиков, самый маленький в ансамбле мальчик, в белой рубашке и черных штанишках и звонким детским голосом объявляет:
— Выступает ансамбль песни и танца железнодорожного клуба станции Зима под руководством Павла Самойлова и Марии Прядко.
Выходит дирижер, Тамара Иванова, тоже маленькая, красивенькая девочка со стрижкой каре. Поворачивается к оркестру и взмахивает дирижерской палочкой. Звуки идущего поезда переходят в мелодию песни о путевом обходчике, и в это же время с двух сторон сцены выходят участники танцевального коллектива в белых рубашках и кофточках, черных штанишках и юбочках, в руках у всех зажженные железнодорожные фонари. Аплодисменты. Такое было начало нашего выступления.
Я участвовал в двух танцах: русском и украинском. В украинском танце у Леньки от чрезмерного старания лопнула в шароварах резинка, и они свалились на пол. Эта оказия вызвала в зале смех и аплодисменты. Ленька нс растерялся. Поднял шаровары и. подбоченившись, держа их руками, продолжал танцевать. Смех и аплодисменты не утихали. «Так тебе и надо, — думал я, — не будешь воображать». Хорошо, что трусы остались на месте, а то сорвал бы весь танец.
Дальше вся программа прошла четко, вдохновенно, без казусов и накладок. Зрители долго аплодировали и выкрикивали разные добрые слова. Наше выступление в этот день было последним. Жюри, состоявшее человек из восьми, аплодировало стоя. После второго открытия занавеса на поклон вышли Мария Прядко и Павел Самойлов.
На следующий день, ожидая оценки нашего выступления, мы организовали экскурсию по городу. Наше внимание привлекли деревянные постройки города, дома с мезонинами и красивыми навесами над дверями, с резными наличниками и ставнями. На многих домах сохранились старинные номера и бронзовые ручки на дверях. Улица Большая была выложена деревянными кубиками от завода Куйбышева до сада Парижской коммуны.
Каждый дом со своей оригинальной архитектурой. Особенно привлекли наше внимание кинотеатры «Гигант» с атлантами, «Художественный», драматический театр с завитыми капителями на колоннах и, конечно, исторический музей. Раньше все это мы видели только на открытках.
Подошли к саду Парижской коммуны. Сад обнесен высокой красивой оградой чугунного литья. Еще красивее узоры на воротах. В саду с правой стороны танцевальная площадка с эстрадой. В середине площадки — памятник первопроходцам.
Побродили по саду, вышли на набережную Ангары. Такую чистую и прозрачную воду мы увидели впервые. В голубой зеркальной воде длинным светло-оранжевым столбиком отражалось солнце, качались кудрявые белые облака. Расставаясь с Ангарой, мы бросали в воду монетки, чтобы вернуться когда-нибудь к этому берегу.
По плану у нас еще было посещение краеведческого музея и фильм «Красные дьяволята» в «Художественном». В кинотеатре до начала сеанса мы любовались потолком, на котором было изображено чистое голубое небо с летающими между облаками пухленькими амурами — зал производил впечатление бескрышья. Жалко, что не сохранился этот потолок, уже никто никогда не увидит этого чуда.
Просмотрев фильм, вернулись в гостиницу. В зале нас встретили Мария, Павел и Георгий Лазаревич.
— Поздравляю вас всех и ваших руководителей с победой. Ваш ансамбль занял первое место и получил путевку на всесоюзный смотр художественной самодеятельности в столицу нашей Родины Москву! _ Георгий Лазаревич произнес это громко, радостно, старательно выговаривая каждое слово. Вручая грамоту, он пожал Марии и Павлу руки. Взрыв аплодисментов, визги, восторженные крики заполнили комнату. Пол зала превратился в большой батут, под потолком тряслась и звенела на все лады хрустальная люстра. Обнимались, целовались.
Я подбежал к Люсе и поцеловал ее. За мной к ней подбежал Ленька, но его она оттолкнула, а я запрыгал еще выше. Успокоила нас дежурная по этажу. «Прекратите безобразие! Прекратите!» — кричала она, размахивая маленьким кулачком.
Мы успокоились и разошлись по своим комнатам. Ночью нам снились радужные сны: кто-то летал высоко под облаками, кто-то ходил по зеркальной глади глубокого моря, кому-то повесили на грудь все ордена и медали Советского Союза.
Но радость наша была недолгой. На следующий день утром, 22 июня, мы собрались у репродуктора и слушали диктора: «Сегодня в 4 часа утра, без объявления войны, германские войска внезапно напали на нашу страну».
Началась война, и наша поездка в Москву была отменена.
Возвратившись в Зиму, свою победу в Иркутске мы отпраздновали на острове Красненьком реки Оки, неподалеку от села Ухтуй. День выдался на славу, теплый, солнечный, без единого ветерка. Расположились на большой поляне в середине острова Со стороны протоки был длинный песчаный берег. Купались, загорали, играли в волейбол, ловили гольянов и пескарей. Потом ели медовые пряники конфеты, пирожные и запивали вкусным брусничным морсом. Взрослые все делали наоборот: сначала запивали, потом закусывали. В конце дня вернулись домой, веселые, загорелые, с букетами полевых цветов. Это был последний день нашего счастливого детства.
Шло время. Продолжалась война, которая, как нас убеждали, будет недолгой, а врага не сегодня завтра мы разобьем и заживем по-прежнему. Война упорно двигалась на восток. Она многое изменила в нашей жизни, нарушила планы, убила мечты.
Постепенно распался и ансамбль. Кто был постарше, уехали на фронт, помладше — продолжали учиться. Но со сценой многие расставаться не хотели. В школах появились драматические кружки. Мы с Володей Поповым, из 10-го класса, сочиняли маленькие сценки — скетчи. Материал брали из журнала «Крокодил», где печатались истории про глупого немецкого генерала и смешного болтливого солдата, которого играл я. Эти скетчи с удовольствием смотрели и взрослые, и дети. Играли в школах, клубах и разных организациях во время обеденного перерыва.
Наши скетчи нравились зрителям, и выступления проходили с успехом. На смотре школьной художественной самодеятельности мы с Володей получили от дорпрофсожа грамоты. Вручил их нам уже знакомый Георгий Люрис. Это была моя первая грамота, нарисованная акварельными красками, с портретами Ленина и Сталина в лавровых венках.