Найти в Дзене
Traces of roads and the sea

Подпольная Сталинская типография в Грузии

Авлабарская типография - это музей, который появился в 1937 году в Тбилиси (Грузия). Этот музей был создан на том месте, где в 1903 - 1906 годах большевики незаконно печатали газеты и листовки. Всё началось в первые годы 19 века, когда Ленин и его партия решили поставить на поток издание газет и журналов. Для этого нужна была типография, и одну из них создал в городе Баку человек по имени Ладо Кецховели. Та типография снабжала нелегальной литературой всю Российскую империю. В 1903 году на средства от концерта Коммисаржекской был закуплен в Германии печатный станок. В том же году решено было создать типографию в Тифлисе (ныне Тбилиси). Создателем стал Михаил Бочоридзе. Он заполучил для партии участок, принадлежавший Давиду Ростомашвили. В управу подали запрос на разрешение построить дом с подвалом трехметровой глубины. Получив разрешение, подпольщики построили дом, но с двойным подвалом, общей глубиной в 7 метров.
Подпольщики построили сложную тоннельную систему. Кстати, так называем

Авлабарская типография - это музей, который появился в 1937 году в Тбилиси (Грузия). Этот музей был создан на том месте, где в 1903 - 1906 годах большевики незаконно печатали газеты и листовки.

Дом, как "прикрытие" для подпольной печати газет и листовок.
Дом, как "прикрытие" для подпольной печати газет и листовок.

Всё началось в первые годы 19 века, когда Ленин и его партия решили поставить на поток издание газет и журналов. Для этого нужна была типография, и одну из них создал в городе Баку человек по имени Ладо Кецховели. Та типография снабжала нелегальной литературой всю Российскую империю. В 1903 году на средства от концерта Коммисаржекской был закуплен в Германии печатный станок.

В том же году решено было создать типографию в Тифлисе (ныне Тбилиси). Создателем стал Михаил Бочоридзе. Он заполучил для партии участок, принадлежавший Давиду Ростомашвили. В управу подали запрос на разрешение построить дом с подвалом трехметровой глубины. Получив разрешение, подпольщики построили дом, но с двойным подвалом, общей глубиной в 7 метров.

Схема дома и точное описание пути к печатному станку.
Схема дома и точное описание пути к печатному станку.
1 - Дом, 2 - лестница, 3 - подвал с печатным станком.
1 - Дом, 2 - лестница, 3 - подвал с печатным станком.

Подпольщики построили сложную тоннельную систему. Кстати, так называемую, бригаду строителей, меняли несколько раз... чтобы не создавать подозрений у окружающих. Около дома прорыли две шахты колодцев. Один колодец был глубиной 14 метров. В нижней его части начинался туннель во второй колодец, засыпанный в верхней части. Поднявшись 10 метров вверх по второму колодцу, человек попадал в туннель, ведущий собственно в подвал.

Колодец рядом с домом. По нему большевики спускались в типографию и поднимались оттуда. Если хорошо присмотреться, то можно увидеть небольшие выемки для ног.
Колодец рядом с домом. По нему большевики спускались в типографию и поднимались оттуда. Если хорошо присмотреться, то можно увидеть небольшие выемки для ног.

В самом доме жила тетка Бочоридзе, Бабе Лашадзе-Бочоридзе, которая вела наблюдение за улицей и в случае чего давала звонок в подвал.

Комната, в которой жила тетка Бочоридзе.
Комната, в которой жила тетка Бочоридзе.

В 1904 году из Баку доставили тот самый печатный станок, купленный на средства от концерта. За три года здесь было напечатано огромное количество газет. В основном "Пролетариатис Брдзола" (პროლეტარიატის ბრძოლა) на русском, грузинском и армянском языках. Именно эта типография и ее газеты стали орудием организации революции 1905 года.

Печатный станок
Печатный станок

Станок пережил множество приключений - от наводнений до пожаров. Но все еще стоит на радость посетителям музея. Станок в 1903 году заносили в подвал по частям и собирали уже внутри.

На фото видно год выпуска печатного станка - 1893
На фото видно год выпуска печатного станка - 1893

В 1906 году партия приказала прикрыть типографию. В том же году кто-то из посвященных в тайну донес в жандармерию. Агенты большевиков в жандармерии, в свою очередь, предупредили типографию. На момент визита жандармов в доме и подвале уже никого не было.Жандармерия конфисковала все,что нашла, а само здание не то подожгли, не то взорвали. На том первая история и кончилась. А печатный станок так и остался жить в подвале, как бы его не пытались от туда вытащить, ведь изначально внутрь его доставили по частям.

Так типография прослужила большевикам всего 3 года. Но и за этот период было сделано многое.

В 1937 году началась вторая фаза истории. Подвал типографии расчистили, здание отстроили заново, добавили музейный корпус и все это стало музеем. Причем не просто музеем, а фактически музеем Сталина. Едва ли не главным музеем в Тбилиси. Говорят, что в лучшие годы сюда приходило по 800 человек в день. Выстраивались очереди, как в мавзолей. Записывались за месяцы. Музей стал филиалом института марксизма-ленинизма.

Винтовая лестница, ведущая из дома в самый низ. Создана специально для спуска туристов к основной достопримечательности, не спускаться же им по выступам в колодце.
Винтовая лестница, ведущая из дома в самый низ. Создана специально для спуска туристов к основной достопримечательности, не спускаться же им по выступам в колодце.

В 1990 году институт закрыли, после чего фактически закрылся и музей. Он был настолько явным символом советской власти, что в первые постсоветские годы его почти уничтожили. Грунтовые воды постепенно проникли в подвал и затопили его на 2 метра. Под водой оказался и тот самый печатный станок.

Насос для выкачивания грунтовых вод.
Насос для выкачивания грунтовых вод.

Авлабарская типография в наше время - это уникальное явление, которое трудно как-то формально определить. У нее нет часов работы, нет билетов, нет формальных экскурсоводов. Здесь почти постоянно живет кто-нибудь из руководства партии, и этот человек проводит экскурсии для всех желающих. В настоящее время это Жиули Сикмашвили, зампред партии.

-10

И все же самое интересное - это, наверное, штаб компартии, который находится тут же, в комнатке при выставочном здании. Тут висят знамена, вымпелы, портреты Маркса, Сталина и Ленина, и это всё не музей, а что-то действительно живое. Кажется, тут ничего не менялось с 80-х годов. Здесь вы как будто проваливаетесь в глубокое прошлое - вам расскажут, как реакционные режимы захватили власть в республиках, как народ хочет голосовать за коммунистов и в итоге проголосует, и СССР снова появится на карте мира. Расскажут, как Грузией правит посол Америки и грузинская буржуазия. Такие разговоры вызывают непередаваемые ощущения. Это всё равно, что разговаривать с живым Юлием Цезарем. Это в сотни раз информативнее, чем посещать музей Сталина в Гори.

Адрес типографии: Грузия, Тбилиси, ул. Каспская, дом 7