YouTube стал самым популярным видеохостингом в мире и полностью перевернул представления пользователей о создании и потреблении интернет-видео. Обозреватель ЦП Сергей Козловский вспомнил, как зарождался сервис, с кем ему приходилось конкурировать в прошлом и с кем придётся сейчас, а также проанализировал, почему YouTube до сих пор не приносит прибыли своему владельцу — корпорации Google.
В апреле этого года видеохостингу YouTube исполнилось десять лет. Сейчас у сайта миллиард пользователей, каждую минуту загружается около 300 часов роликов, каждый день пользователи смотрят сотни миллионов часов видео. YouTube стал культурным феноменом, он сделал знаменитыми многих пользователей интернета, с его помощью совершались революции. Однако несмотря на впечатляющую статистику, самый популярный в интернете видеохостинг до сих пор не приносит прибыли. К созданию YouTube в некотором роде причастны Джастин Тимберлейк и Джанет Джексон, а также известный инцидент на чемпионате Super Bowl в 2004 году. Тогда во время исполнения песни Тимберлейк дернул Джексон за верхнюю часть костюма и оголил ее грудь. Миллионы зрителей увидели это по телевизору, а миллионы — нет. Сейчас в таком случае мы просто заходим на YouTube и ищем, что нам нужно, но в то время ничего подобного не было. Одним из зрителей, пропустивших шоу, был Джавед Карим, который на тот момент работал в PayPal. Осознав необходимость некого места в интернете, куда можно было бы загружать видеоролики, Карим вместе с друзьями Стивом Ченом и Чадом Херли начали писать код для будущего YouTube. У Чена и Херли, кстати, немного другая версия: они утверждают, что решили создать новый сайт на одной из вечеринок. По их словам, на празднике в квартире Чена было снято видео, и участники торжества столкнулись с трудностями, когда захотели поделиться этим роликом с друзьями. Как бы то ни было, первое видео было загружено на видеохостинг 23 апреля 2005 года (домен был зарегистрирован 14 февраля). Карим опубликовал 18-секундный ролик со слоном под названием «Я в зоопарке». Сайт начал довольно быстро привлекать пользователей, объемы загруженного видео росли с каждым днем. В 2006 году, осознав перспективность затеи, Google купил YouTube за 1,6 миллиарда долларов. Сделка была оплачена в том числе акциями, которые со временем сделали основателей сайта весьма состоятельными людьми.