Ошибки ... Иногда они огорчают, иногда вдохновляют.
Иногда отнимают уверенность в своих силах, решимость претворять в жизнь идеи, а также способствуют присоединению к большинству, плывущему по течению, а бывает, наоборот, заставляют искать новые пути, решения или другие варианты.
Как воспитать ребенка так, чтобы он не боялся ошибаться и учиться на своих ошибках?
Страх совершать ошибки развивается в раннем детстве. Он часто появляется благодаря родителями или бабушками и дедушками, которые настаивают на своих советах или знаниях о том, что правильно, а что нет, как что-либо следует или не следует делать.
Позже за ошибки ревностно наказывает школа - плохие оценки препятствуют экспериментированию, риску и склоняют соответствовать мнению большинства.
Как же помочь своим детям, чтобы, когда у них возникли первые неприятности, страх совершить ошибки не уменьшал их задор, смелость действовать, готовность проявить инициативу?
Позвольте дать вам несколько советов о том, как побуждать детей действовать, рисковать и творить.
Обеспечьте сложность задания и успех
Когда детям дают достаточно сложные задачи - чуть выше уровня успеваемости ребенка, которые требуют максимальной концентрации, - они побуждают детей превосходить себя и удивлять других. А это всегда приятно. Если задачи слишком просты, они не вдохновляют детей и заставляют их скучать.
Создайте безопасную атмосферу, где уважают каждое мнение
Важно, чтобы дети могли выражать свои мысли свободно и безопасно, без риска быть униженными насмешками или жесткой оценкой учителей. Страх выглядеть глупо способствует недоверию и неудовлетворенности своими мыслями и способностями и провоцирует желание поступать так же, как другие, плыть по течению.
Если мы позволим ребенку разочароваться, его желание пойти дальше и насладиться новыми открытиями, вероятно, исчезнет. Если же мы будем уважать его взгляды и поощрять его действия, то можем подтолкнуть ребенка к великим открытиям.
Помогите детям учиться на своих ошибках
Сообщение о низких способностях ребенка может быть как ободряющим, так и унизительным. Учитель обязан помочь детям учиться на своих ошибках, чтобы их можно было избежать в следующий раз.
Тот факт, что ребенок не может выполнить какую-либо задачу сегодня, не означает, что он не выполнит ее завтра. Это просто вопрос желания и усилий. Ведь известные первооткрыватели и изобретатели тоже допускали ошибки. Не забывайте об этом, давайте детям возможность ошибаться.
Не бойтесь признавать свои ошибки
Взрослые не должны бояться показывать своим детям, что они чего-то не знают или не умеют. На своем примере стоит показать им, что недостающую информацию можно найти и заполнить пробелы в знаниях.
Через тернии к звездам
В каждом классе или группе можно найти детей с исключительными талантами и достижениями. Они умеют то, что не способны сделать многие другие ученики и даже учителя. Кто-то занимается дайвингом, другой умеет говорить по-японски или умножать в уме двузначные числа.
Узнавая таланты других людей и то, как они развивались, сколько требуется усилий для работы над собой, как другие могут улучшить свои способности в этих областях, дети лучше поймут, как постоянная практика и работа над ошибками помогают нам расти.
Ошибки - это не плохо. Они показывают, что человек находится в движении, и рано или поздно он достигнет желаемого пункта назначения.
Мы, взрослые, обязаны не подавлять детскую инициативу и желание действовать самостоятельно. Ошибки и открытия позволяют всем нам расти.
Важно не застрять в них и двигаться вперед без ненависти к себе, принимать новые решения. Гораздо более болезненными, чем ошибки, являются неиспользованные возможности. От них боль длится намного дольше.