Найти тему
Goszakaz.kz

Что заказчику проверить в плане закупок на 2020 год. II часть.

Оглавление

Ссылка на начало документа

Что указывать в каждой графе плана

Рассмотрим подробно, что указывать в годовом плане государственных закупок (далее – годовой план) – по порядку, поэтому пункты в статье будут отличаться от номеров полей плана на веб-портале. Разберем, где нужно быть внимательнее, чтобы не допустить ошибок, и приведем примеры.

1. БИН заказчика

Заполняют все заказчики.

Указывают 12-значный бизнес-идентификационный номер организации из свидетельства о государственной регистрации или перерегистрации юридического лица.

2. Код ГУ

Заполняют только государственные учреждения (далее – ГУ).

Указывают 7-значный код ГУ, присваиваемый центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.

3. Вид бюджета

Заполняют только ГУ.

Указывают значение, обозначающее вид бюджета, за счет средств которого содержится ГУ: республиканский бюджет; областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы; районный бюджет, города областного значения.

4. Наименование заказчика

Заполняют все заказчики.

Указывают полное наименование организации.

5. Финансовый год

Указывают финансовый год, на который составляют план государственных закупок.

У новичков это поле может вызвать затруднение, но здесь всё просто: сейчас 2019 год, но план мы составляем и утверждаем на 2020 год, следовательно, в данном поле надо указать значение «2020».

6. Графа «№» – идентификационный код

От заказчиков данное поле не зависит.

Это идентификационный код государственной закупки, определяемый веб-порталом. Эта графа будет заполнена только при утверждении годового плана на веб-портале.

7. Тип пункта плана

Указывают одно из следующих значений:

  • закупки, не превышающие финансовый год;
  • закупки, превышающие финансовый год;
  • закупки в счет условной экономии.

На этапе планирования заказчик может использовать только 2 из них: «не превышающие» и «превышающие» финансовый год.

Подробнее:

«Закупки, не превышающие финансовый год» – это, по нашему примеру, закупки только в рамках бюджета 2020 года, т. е. закупки в пределах одного финансового года, которые мы будем закупать, а в дальнейшем и использовать с 1 января до 31 декабря 2020 года.

«Закупки, превышающие финансовый год» заказчик выбирает, если у него есть закупки, удовлетворяющие условиям пункта 14 – для ГУ, пункта 15 – для негосударственных учреждений, статьи 43 Закона РК «О государственных закупках» (далее – Закон), на которые бюджетом или планом развития предусмотрены средства еще и на 2021–2022 годы. В этом случае заказчик заполняет и поля с прогнозными суммами на второй и третий годы трехлетнего периода (см. далее пункты 24, 25).

Пример:
Для капитального ремонта здания разработана проектно-сметная документация (далее – ПСД), по которой есть положительное заключение экспертизы. На основании данных документов выделили средства в размере 20 млн тенге. Так как срок проведения работ по ПСД июнь 2020 года – сентябрь 2021 года, то часть средств предусмотрена бюджетной заявкой или планом развития на 2020 год – 9 млн тенге, оставшаяся часть средств, 11 млн тенге, должна быть предусмотрена в 2021 году.
Заказчик в плане государственных закупок указывает, что это закупки, превышающие финансовый год. В поле «Утвержденная сумма на первый год трехлетнего периода» указывает 9 млн тенге, в поле «Прогнозная сумма на второй год трехлетнего периода, тенге» указывает 11 млн тенге.
Сама закупка будет объявлена на общую сумму 20 млн тенге, но это будет двухгодичный договор.

8. Администратор бюджетной программы

Заполняют только ГУ.

Указывают код администратора бюджетной программы (АБП), присваиваемый центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.

Код АБП определяют в соответствии с единой бюджетной классификацией РК (далее – ЕБК) – функциональная классификация расходов бюджета.

Например:
Для аппарата акима соответствующего района или города областного значения кодом АБП будет «122».

9. Программа

Заполняют только ГУ.

Указывают код бюджетной программы функциональной классификации расходов, в рамках которой будет осуществляться государственная закупка. Программу определяют по ЕБК – функциональная классификация расходов бюджета.

Например:
Для аппарата акима соответствующего района или города областного значения в рамках планирования закупок для осуществления административно-хозяйственной деятельности – канцелярские товары, коммунальные услуги и т. д. – расходы будут осуществляться по программе «001 Услуги по обеспечению деятельности акима района (города областного значения)».

10. Подпрограмма

Заполняют только ГУ.

Указывают код бюджетной подпрограммы функциональной классификации расходов, в рамках которой будет осуществляться государственная закупка. Подпрограмму определяют по ЕБК – функциональная классификация расходов бюджета.

Пример:
Для аппарата акима соответствующего района или города областного значения по программе «001 Услуги по обеспечению деятельности акима района (города областного значения)» в ЕБК предусмотрены 2 подпрограммы:
011 – за счет трансфертов из республиканского бюджета;
015 – за счет средств местного бюджета.

Заказчик выбирает ту подпрограмму, по которой выделяется финансирование.

11. Специфика

Заполняют только ГУ.

Указывают код специфики экономической классификации расходов, в рамках которой будет осуществляться государственная закупка. Специфику определяют по ЕБК – структура специфики экономической классификации расходов бюджета Республики Казахстан.

Например:
По специфике 149 «Приобретение прочих запасов» допускается приобретать строительные материалы, материалы для учебных, научных исследований и других целей, хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности, запасные части, прочие запасы.

12. Источник финансирования

Из выпадающего списка выбирают источник финансирования государственных закупок.

13. Вид предмета закупок

Указывают вид предмета государственных закупок: товар, работа или услуга.

Для ГУ вид предмета закупки чаще всего напрямую зависит от специфики ЕБК.

По специфике 149 не допускается оплата услуг, равно как и по специфике 159 не допускается приобретение самостоятельных товаров.

При выборе вида предмета закупок руководствуются определениями, данными в статье 2 Закона: на работы – в подпункте 8); услуги – в подпункте 12); товары – в подпункте 28).

14. Код товара, работы, услуги

Указывают код товара, работы, услуги (КТРУ) в соответствии со справочником товаров, работ, услуг. Справочник размещен на сайте enstru.kz и интегрирован в систему государственных закупок.

Нужно очень тщательно подходить к выбору кода, ведь этот выбор наполовину определяет соответствие того, что вам нужно, тому, что увидит потенциальный поставщик при рассмотрении вашей закупки.

Специалист по госзакупкам должен иметь четкое представление обо всех нюансах предмета закупки. От этого зависит грамотный и ответственный подход к выбору кода.

-2

Очень часто возникают ситуации, когда закупка проведена, договор подписан, но при направлении его на регистрацию в территориальное подразделение казначейства выясняется, что КТРУ выбран неверно для специфики, по которой проходит регистрация. В дальнейшем ничего уже исправить нельзя, и такой договор не будет зарегистрирован.

Необходимо проверять соответствие КТРУ и специфики экономической классификации именно на этапе планирования. После того как будет объявлена закупка, КТРУ уже не подлежит редактированию.

15. Наименование закупаемых товаров, работ, услуг

Отражается автоматически по выбранному КТРУ – значению в поле «Код товара, работы, услуги».

16. Краткая характеристика (описание) товаров, работ, услуг

Отражается автоматически по выбранному КТРУ.

Вот почему в пункте 14 мы говорили о нюансах предмета закупки – они определяют выбор кода, отталкиваясь именно от краткой характеристики. Наименования товаров могут быть одинаковы, но разновидности определяет уже краткая характеристика.

Пример:
Наименование «монитор», краткая характеристика «ЖК, диагональ более 23″, но не более 30″».
Наименование «монитор», краткая характеристика «плазменный, диагональ более 23″, но не более 30″».

Именно поэтому специалист по государственным закупкам должен знать все характеристики товара – для корректного выбора краткой характеристики ТРУ.

17. Дополнительная характеристика

Необязательное поле.

Указывают дополнительную характеристику предмета закупок.

Это поле предназначено в помощь: если краткой характеристики недостаточно – заполняют это поле с теми критериями, которые нужны заказчику.

-3

Проверьте, чтобы характеристики и техспецификация не противоречили друг другу

Важно, чтобы краткая характеристика, дополнительная характеристика и техническая спецификация не противоречили друг другу – они должны дополнять друг друга.

Пример:
Заказчик выбрал «монитор», краткая характеристика «ЖК, диагональ более 23″, но не более 30″». Значит, в дополнительной характеристике он не должен указывать, что ему нужен плазменный 30″. При таком выборе в дополнительной характеристике можно указать конкретную диагональ в пределах 23″–30″.

Кроме того, если это товар, представленный и доступный на рынке, стоимостью не более 1 000 МРП, который закупают способом запроса ценовых предложений, то здесь можно указать товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара и наименование производителя.

18. Способ закупок

Указывают способ проведения государственных закупок.

Заказчик определяет способ осуществления государственных закупок в соответствии с Законом, за исключением перечня товаров, работ, услуг, по которым способ государственных закупок определяется уполномоченным органом (п. 2 ст. 13 Закона). Такой перечень утвержден приказом первого заместителя Премьер-министра РК – Министра финансов РК от 29.07.2019 № 798. Выбирать иной способ, отличный от предусмотренного в данном приказе, недопустимо, несмотря на сумму, выделенную для закупки.

19. Единица измерения

Указывают единицу измерения предмета закупок в соответствии с введенным значением в поле «Код товара, работы, услуги».

Для работ и услуг единица измерения устанавливается автоматически по выбранному коду.

Для товаров заказчик самостоятельно в пункте плана выбирает подходящую единицу измерения.

-4

При планировании товаров необходимо сопоставлять КТРУ и выбранную вручную единицу измерения.

Пример:
Заказчик хочет закупить краску в банках в количестве 4 шт. В дополнительной характеристике он прописал, что хочет в банках по 2 кг, поэтому единица измерения должна быть «банка» или «штука»: 4 банки/шт. по 2 кг.

Но тут заказчик ошибается и указывает единицу измерения «килограмм». Когда будет проходить закупка, потенциальный поставщик, игнорируя дополнительную характеристику, увидит, что заказчик закупает 4 кг краски: 4 кг по 2 кг.

При победе при таких условиях начнутся споры, и по сути каждая из сторон будет права, и споры зачастую доходят до суда. Истоком всего этого является простая невнимательность.

20. Количество, объем

Указывают количество или объем закупаемых товаров, работ или услуг.

Заполняют вручную согласно бюджетной заявке или плану развития.

У работ и услуг данное значение всегда равно единице.

21. Цена за единицу, тенге

Указывают цену за единицу предмета государственных закупок в тенге.

Заполняют вручную согласно бюджетной заявке или плану развития за вычетом НДС.

22. Сумма, утвержденная для закупки, тенге

Высчитывается автоматически.

Рассчитывается путем умножения значения поля «Количество, объем» на значение поля «Цена за единицу, тенге» и обозначает сумму, на которую планируется произвести закупку.

23. Утвержденная сумма на первый год трехлетнего периода

Указывают сумму, запланированную на первый год трехлетнего периода, в тенге.

24. Прогнозная сумма на второй год трехлетнего периода, тенге

Указывают прогнозную сумму на второй год трехлетнего периода, в тенге.

25. Прогнозная сумма на третий год трехлетнего периода, тенге

Указывают прогнозную сумму на третий год трехлетнего периода, в тенге.

26. Планируемый срок объявления закупки (месяц)

Заполняют все заказчики.

Указывают месяц, в котором планируют провести государственные закупки.

Технически для конкурентных способов закупки веб-портал настроен так, что если по плану закупка стоит в марте, заказчик не сможет ее объявить в феврале. Поэтому к планированию начала срока закупки нужно подходить точечно, с расчетом на сроки проведения закупки и сроки, когда должны фактически поставить товары, выполнить работы или оказать услуги.

27. Срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг

Заполняют все заказчики.

Указывают срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

Минимальный срок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг не должен быть менее срока, затрачиваемого на поставку товара, в том числе его изготовление или производство, доставку, выполнение работы, оказание услуги, но не менее 15 календарных дней (п. 22 ст. 43 Закона). Исходя из данных условий, заказчик самостоятельно определяет сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

-5

Аудиторские проверки очень часто выявляют нарушение, когда срок поставки указали менее 15 календарных дней, установленных Законом. Как это получается: заказчик в данном поле указывает, например, «сентябрь», в начале сентября объявляет закупку способом запроса ценовых предложений, пока выявили победителя, согласовали договор, дата подписания договора – 20 сентября. Таким образом, на поставку по условиям закупки остается 10 календарных дней, что является нарушением норм Закона.

Во избежание данного нарушения рекомендуем избегать прямого указания в данном поле месяцев и дат. Самое оптимальное – это привязывать срок поставки к дате вступления договора в силу.

Например:

«В течение 20 календарных дней с даты вступления договора в силу».

-6

ГУ должны очень ответственно подходить к сроку закупки и сроку поставки товара, так как срок поставки товара напрямую связан с ежемесячным распределением платежей в индивидуальном плане финансирования.

Пример:
ГУ планирует, что краска в банках будет поставлена в мае:
1) планируемым сроком закупки должен быть как минимум апрель;
2) срок поставки должен быть указан «в течение *** календарных дней с даты вступления договора в силу»;
3) в плане финансирования деньги на оплату за краску должны быть предусмотрены на май либо на июнь.
Зачастую заказчики проводят закупки, игнорируя эту взаимосвязь, в результате – несвоевременность оплаты и начисление пени заказчику.

28. КАТО

Заказчик выбирает код населенного пункта из справочника «Классификатор административно-территориальных объектов» и указывает его в числовом значении.

29. Место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг

Указывают место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

Составляя годовой план или предварительный годовой план, заказчик обязан разделить товары, работы, услуги на лоты по их однородным видам и месту их поставки, выполнения, оказания, за исключением:

В случае наличия не менее 5 мест поставок товаров, оказания услуг можно указать в лоте несколько мест поставок товаров, оказания услуг.

-7
Оштрафуют на 10 МРП, если не разделить товары, работы, услуги на лоты по их однородным видам и месту их поставки, выполнения, оказания. Основание – пункт 8 статьи 207 КоАП. Исключение – указанные выше случаи: комплекс взаимосвязанных работ, услуг и перечень, утвержденный приказом № 159.

30. Размер авансового платежа, %

Указывают размер планируемого авансового платежа.

Заказчики – ГУ при планировании аванса руководствуются приказом Министра финансов РК от 04.12.2014 № 540 «Об утверждении Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания».

Для остальных заказчиков ограничения по оплате аванса не установлены.

-8
Заказчик вправе установить требование о внесении обеспечения аванса в случае заключения договора о государственных закупках по итогам запроса ценовых предложений, через товарные биржи, из одного источника, осуществленных на основании подпункта 2) пункта 2 и пункта 3 статьи 39 Закона.
Исключение: для ГУ авансовая (предварительная) оплата по гражданско-правовым сделкам, заключенным по итогам проведения электронных государственных закупок способом запроса ценовых предложений товаров, работ, услуг, не допускается.

Для закупок работ, по которым имеется ПСД, заказчики обязаны в годовом плане, предварительном годовом плане:

1) указать предварительную оплату – аванс в размере 30 % от суммы, выделенной для осуществления государственных закупок, без учета НДС;

2) разместить на веб-портале ПСД, прошедшую экспертизу в соответствии с законодательством РК (п. 5 ст. 5 Закона).

-9

Не забудьте по работам с ПСД предусмотреть аванс

Таким образом, по работам с ПСД заказчик обязан предусмотреть аванс 30 % без НДС.

31. Признак поставщика

Указывают признак проведения закупок у отдельных категорий потенциальных поставщиков.

В данном поле заказчики могут выбрать признак «Закупка у организаций, созданных общественными объе- динениями инвалидов», если товар, работа или услуга входят в перечень закупаемых у общественных объединений инвалидов РК и организаций, созданных такими объединениями. Данный перечень утвержден постановлением Правительства РК от 31.12.2015 № 1181.

Что нужно знать о предварительном плане

Для ГУ: предварительный годовой план можно разработать и утвердить на основании положительного предложения соответствующей бюджетной комиссии.

Для негосударственных учреждений: предварительный годовой план можно разработать и утвердить до утверждения плана развития или индиви- дуального плана финансирования, т. е. не установлена привязка к каким-либо событиям.

Предварительный годовой план разрабатывают и утверждают отдельно как на стадиях до утверждения, так и на стадиях до уточнения соответствующего бюджета, плана развития или индивидуального плана финансирования.

-10

Шаблон приказа об утверждении предварительного годового плана госзакупок

После того как заказчик утвердит предварительный годовой план, он обязан разместить его на веб-портале в течение 5 рабочих дней со дня утверждения.

-11
На веб-портале не размещают сведения, составляющие государственные секреты или содержащие служебную информацию ограниченного распространения, определенную Правительством РК.

Особенность предварительного годового плана:

– действует до утверждения (уточнения) годового плана;

– предусмотренные в нем сведения переходят в годовой план.

Когда процедуры выбора поставщика, в том числе процедуры обжалования итогов закупок, проведенных в рамках предварительного годового плана, завершены до утверждения соответствующего бюджета или плана развития, проект договора о государственных закупках направляют победителю в течение 5 рабочих дней со дня утверждения соответствующего бюджета или плана развития.

Если сократили расходы, предусмотренные предварительным годовым (годовым) планом, при утверждении бюджета или плана развития, то, полагаем, необходимо сделать отказ от закупки (см. п. 13 ст. 5 Закона).

Когда расходы увеличили: если закупка объявлена на сумму меньшую, чем будет утверждено, то в дальнейшем создать дополнительное соглашение на увеличение потребности будет возможно только в пределах экономии, а на разницу в финансировании надо будет проводить новую закупку.

Что учесть на этапе утверждения плана

Заказчик утверждает годовой план в течение 10 рабочих дней со дня утверждения соответствующего бюджета, плана развития или...

Читайте продолжение в следующей статье...