Трудная, опасная работа пожарных достойна героического пера, и все же ни жемчужная улыбка, ни горение не помогут, когда на пожарно-химической станции мало бульдозеров, автомашин, химических средств.
Пикник
В лесу раздавался топор дровосека. И вот уже потрескивает веселый костерок, а дровосек достает первые пол-литра с комплектом складных стаканчиков. Где-то на четвертом заходе грянуло «Пойдем, Дуня, во лесок» под шестиструнку, отчего пернатые вокалисты пристыженно смолкли. Потом начались подвижные игры, в частности прицельное метание горящими головешками. И, наконец, могучий сон сковал гуляющих.
Он был прерван, когда у одного из участников пикника жарко занялся походный кирзовый сапог, а от подруги-гитары осталось шесть обгоревших струн. Кругом пылало. И не случись поблизости от места происшествия патрульного вертолета противопожарной службы, неизвестно, чем бы все кончилось.
Дорого обошлась вылазка на лоно природы пятерых разгильдяев. На тушение пожара бросили специальную авиацию с парашютным десантом, к горящему лесу двинулись бульдозеры и другая техника. Прекратив работу, вооружилось пожарным инвентарем местное население. И все же огонь спалил, кроме сапога и гитары, огромное пространство леса, оставив на его месте обугленную гарь.
Сила спичечного коробка
Лесники, по таблицам и схемам изучающие «динамику горимости», таких историй вам расскажут десятки. Да что там десятки! Статистика свидетельствует: более девяноста процентов лесных загораний приходится на долю венца природы – человека. Считается, что у наших пращуров показатель был гораздо ниже, поскольку тогда добывание огня представляло известные технические трудности. Теперь же эта чрезвычайно упростившаяся операция по плечу любому карапузу, не ведающему, какая сила заключена в спичечном коробке.
Пожарную некомпетентность юного несмышленыша можно еще понять. А как понять младенческую беспечность уже сформировавшегося гражданина? Администратора, хозяйственника. Уж они-то вроде бы должны догадываться, что одна спичка способна обезлесить необозримые территории. И полухудожественные красочные полотна с алеющие окурком небось видели. Но вот директор совхоза самолично выдает детям спички, поручает сжигание прошлогодней соломы на вверенных сельскохозяйственных угодьях. Без присмотра взрослых. Сам же идет писать победную сводку об ударных темпах подготовки к севу. Но только доходит до слов «Рад доложить вам, дорогой товарищ...», как слышит крик: «Пожар!» Огонь от зажженной школьниками соломы перекинулся на прилегающий березняк, и он полыхал гигантским факелом.
Бесполезный предпосевный пал
Кстати, о соломенных фейерверках, вспыхивающих по весне на полях. Пользы от них, как считают специалисты, никакой, а вред неисчислимый. Пал, ставший чем-то вроде традиционного предпосевного ритуала, малоуправляем и коварен. Красиво бежит по полю огонек, и вот уже гудит, рассыпая искры, наш «зеленый друг». В одной богатой лесом северной республике от палов лес загорался 240 раз! А рядом с тем совхозом, где директор писал победную сводку, сгорело полторы тысячи гектаров тайги и сама совхозная усадьба с боевой реляцией. Но директор, откашлявшись сказал так:
– Пал корнями уходит в века. Так делали наши деды и наши прадеды, и я буду свято хранить их заветы. А гасить пожары дело пожарников. Они за это деньги получают. Так что пламенный привет!
Опасные туристы
И еще к одному печальному открытию приводит изучение «динамики горимости». Значительный, если не решающий, вклад в нее вносит постоянно растущий отряд путешественников по родному краю, особенно тех, что бродят в одиночку или малыми неорганизованными группами. Есть, к несчастью, среди энтузиастов пеших переходов и шалашной романтики люди безалаберные, безответственные. Из-за них гибнут огромные массивы леса, к коему, по их словам, они пылают неугасимой любовью.
Но почему-то до суда доходит редко, когда дело касается лесных пожаров. Виновников все больше бьют рублем, однако сумма штрафов далеко не страшна по размерам. Например, лесничий может оштрафовать гражданина, нарушившего правила противопожарной безопасности, лишь на пятерку. Причем взимание ее сопряжено с такими процедурными извивами и крючками, что преодоление их под силу только человеку очень волевому.
Юридические тонкости
Неизвестно почему, но в поджоге леса некоторые не видят ничего особенного, тем более преступного. В их глазах это что-то вроде перехода улицы в неположенном месте. Потому-то, когда грозит не бумажная, а отсидочная пятерка, на оборону поджигателя грудью встают защитники.
Двое специалистов по геодезии и картографии поставили своеобразный «рекорд»: чуть не тридцать тысяч (!) гектаров тайги сгорело от единственной их спички в местах шишковской Угрюм-реки. Ущерб – больше миллиона.
Состоялся судебный процесс, и «рекордсменов» судили. Картографическое начальство отрядило для дуэли с судом опытнейших знатоков юридических тонкостей. Слезы навертывались на глазах, когда они излагали жизнеописание подсудимых и оглашали небесно-голубые характеристики. Дело отложили. Потом возобновили, потом опять отложили. И в конце концов заволокитили.
О таких вещах как-то мало вспоминают в обширной литературе пожарного направления. Чаще со страниц ее во весь рост встает образ бравого пожарного. В золотом шлеме он зорко вглядывается вдаль с высокой каланчи. На его закопченном лице белозубая улыбка, а в душе – творческое горение.
Трудная работа
Конечно, трудная, опасная работа пожарных достойна героического пера, и все же ни жемчужная улыбка, ни горение не помогут, когда на пожарно-химической станции мало бульдозеров, автомашин, мотоциклов, химических средств, когда все это приходится просить у других, а огонь, сами понимаете, не ждет.
И наука в долгу перед пожарными. Конечно, если рассматривать вопрос в исторической плоскости, то мы далеко ушли в технике обнаружения и ликвидации пожаров. Зоркость глаза усилили оптические приборы, возможности голоса – телефон и рация. Водовозную бочку с саврасым деревенским скакуном сменил вертолет-водовоз. Только воду никак не могут заменить. Не найдено пока химического средства, превосходящего нашу «АШ ДВА О» по гасящим свойствам.
Вот и по линии каланчи, называемой теперь более изысканно – обзорной вышкой, успехов что-то не видать. Одно время предложили пожарным новейший вид вышки-мачты. Это был гладкий металлический столб с кабинкой на тридцатипятиметровой высоте. Забираться в кабину следовало в люльке с противовесом. Мачту встретили ропотом.
Видавшие виды лесники, не раз смотревшие в глаза опасности, робели перед новинкой. Опасность подстерегала в первую очередь со стороны противовеса. Если он, не дай бог, окажется тяжелее наблюдателя, то последний может быть катапультирован. Ощущения в кабинке также не вызывали положительных эмоций. Мачту в воздушных потоках сильно качало. Выдержать болтанку мог только закаленный морской волк.
Забраковали мачту-каланчу, но уже хорошо, что ищут. И ученые и практики. Только одно пожелание у пожарников: не затягивать поиска. Спасатели «зеленого золота» достойны того, чтобы получить современную, хорошую, безотказную технику. Причем возможно быстрее, как говорится, в пожарном порядке.
Друзья, не забывайте ставить лайк, это мотивация для меня писать чаще. Подписывайтесь на мой канал - впереди много интересного!