Найти тему
Anastasia Benkendorf

Museum Of Modern Art

Оглавление

Этот музей не узнаешь по классическим колоннадам или по интерьерам с расписными плафонами, он останется у вас в памяти как место света и чистых плоскостей, архитектура трансформируемых пространств так же динамична, как сам город - MoMA.

“Нью-Йорк один, среди чудесных столиц мира, лишен общественной галереи, в которой произведения основателей и мастеров современной школы могли бы быть увидены”
Фрагмент из первого каталога MoMA, 1929

Основан в 1928 году тремя женщинами, которые загорелись радикальной идеей создания музея в Нью-Йорке. По их мнению, он должен был демонстрировать только современное искусство. Эбби Олдрич Рокфеллер, Лили П. Блисс и Мэри Куин Салливан представляли себе институцию, которая бы коллекционировала и выставляла искусство современных художников. Радикальная идея не столько для своего времени, сколько для контекста: американские граждане еще не привыкли к тому, что можно восхищаться не только старыми мастерами.

На фото: Лили П. Блисс (1924),Мэри Куин Салливан, Эбби Олдрич Рокфеллер (1922)
На фото: Лили П. Блисс (1924),Мэри Куин Салливан, Эбби Олдрич Рокфеллер (1922)

“Я начала думать, кто среди моих знакомых дам был бы готов и имел достаточно веры, чтобы помочь мне в создании музея современного искусства”

Эбби Ольдрич Рокфеллер

Музей планировался как проект, направленный на широкую образовательную деятельность. Открытие Музея Современного искусства состоялось в 1929 году в арендованном офисе на 12 этаже офисного здания на Пятой Авеню.

Александра Целикова, музеолог
Александра Целикова, музеолог
Взгляд музеолога: Roaring twenties (англ. «ревущие» или «бурные» двадцатые) - именно так принято обозначать период развития искусства в 1920-е годы на территории США. В это время происходил ускоренный и очень динамичный процесс развития многих направлений в искусстве. И в сфере арт-бизнеса происходили просто небывалые вещи - появились новые яркие художники - представители ар-деко, сюрреализма, экспрессионизма, они нередко дружили и вместе работали с творческими людьми из других сфер - не секрет, например, что Коко Шанель и художники того времени часто создавали коллаборации. И коллекционеры, видящие ценность в современном, переходили на рынок актуального для того времени искусства.

Коллекция MoMA началась с восьми рисунков и оттисков (преимущественно немецкий экспрессионизм), подаренных Полем Саксом, американским бизнесменом, который был также директором художественного музея Фогг в Гарварде. Следующие приобретения датируются 1934 годом, когда музей получил целый букет произведений постимпрессионистов от одного из основателей музея - Лили Блисс. Альфред Барр, директор-основатель музея, описал коллекцию музея как “торпеду, что движется сквозь время, ее нос находится в текущем настоящем, а хвост - 50, 100 лет назад”.

Барр отличался особым вниманием к презентации произведений современных художников, в частности, живописи, его подход к созданию выставок нашел широкий отклик в самом Нью-Йорке и позже во всем мире. Он ушел от традиционного методов экспонирования, где живопись мыслилась как декор пространства. Художественные работы были выставлены в MoMA на бледно-серых стенах, обычно в хронологическом порядке; также Барр ввел использование текстовых пояснительных табличек для картин, чтобы у посетителей четко сложилось представление того, что они видят, и как это соотносится с контекстом времени (выставка Винсента ван Гога, 1935)

Взгляд музеолога: Куратор как осмысленная профессия появилась в США в 1960-х - 1970-х годах. Этому способствовали большие выставки - Документа, Манифеста и т.д., которые впервые указали на необходимость такого специалиста. Но уже в 1920-х годах появляется потребность в человеке, который бы работал с музейным пространством - от дизайна до плана выставок и всего музея,ведь музейщики перестали воспринимать картину, как способ украшения зала. Теперь именно она должна приковывать взгляды, а не лепнина и люстры вокруг.

Проектом собственного здания MoMA обзавелся спустя год, в 1930 году. Это высокая башня, состоящая из горизонтальных блоков, которые поставлены один на другой под прямым углом, внутри них запроектированы отдельные экспозиционные пространства. Стеклянные блоки пронизывают немногочисленные колонны, отчего создается впечатление, что здание практически не обладает массой; взгляд отправляется с уровня пешехода и следует за кажущейся бесконечной модульностью в самое небо. Проект разработали архитекторы Георг Хом и Уильям Лесказе. Однако проект остался только проектом, и Нью-Йорк увидел совершенно иной музей.

Макет нового здания MoMA, 1930. Архитекторы: Георг Хом и Уильям Лесказе
Макет нового здания MoMA, 1930. Архитекторы: Георг Хом и Уильям Лесказе

Филип Гудвин и Эдвард Дюрелл Стоун создали менее высотный проект: здание ориентируется на окружающую застройку квартала, холодная и строгая стена фасада подчеркивает, насколько здание отличается от соседствующих предшественников; это почти способ подготовить публику к тому, что они увидят новаторов и авангардистов близкого прошлого и настоящего времени.

Музей современного искусства в Нью-Йорке (МоМА) представляет собой своего рода Шартрский собор среди музеев современного искусства середины XX века. Как Шартр дал образец собора высокой готики, так МоМА дает образец музея современного искусства.

Кэрол Данкан, Аллан Уоллак. “Музей современного искусства как ритуал позднего капитализма: иконографический анализ”

MoMA всегда разный, он постоянно изменяется, как свойственно менять художнику технику или направление своего творчества. Был открыт сад скульптур, затем он был реконструирован, было осуществлено строительство дополнительного крыла, затем еще одного, и даже жилой комплекс в добавок к музею! Последняя реконструкция музея увеличила выставочное пространство с помощью частичного устранения перегородок между залами и объединила направления и эпохи, стерла границы четкого деления на стили (теперь точно не скажешь, что музей - это книга по истории искусства): картины постимпрессионистов соседствуют с символистами, а в соседнем зале фотография и кино были выдвинуты на передовые роли спутников модернизма. Измы перемешались, сама идея следования в хронологическом порядке упразднена. MoMA смогла стереть границы и объединить все разнообразие того мира модернистского искусства, что покорило сердца американцев, когда первые его образцы пересекли Тихий океан.

MoMA не забыл идеи своего первого директора Альфреда Барра - “музей как экспериментальная лаборатория” - и продолжает быть таким же авангардным, сродни искусству, что он хранит.

Взгляд музеолога: Если Вы спросите у американцев, в какие музеи США следует сходить как так называемому basic tourist, так и более продвинутому путешественнику, то Вам быстро ответят: музей Метрополитан, Американский музей естественной истории и, конечно, МоМА.
Эти три музея, пожалуй, стали визитной карточкой США. Во многом потому, что философия музеев этой страны допускает эксперименты в пространстве - и галереи с музеями пользуются этим.
МоМА, как стало понятно, тот самый музей, который не побоялся, во-первых, объединить в себе всё - и исследовательский центр, и аукционный дом, и саму галерею, а, во-вторых, попробовать что-то новое - выставить картины просто на однотонном фоне для лучшего восприятия, с большими белыми этикетками.

Винсент ван Гог, "Звездная ночь", 1899 (фрагмент)
Винсент ван Гог, "Звездная ночь", 1899 (фрагмент)

“Звездная ночь” (1899) кисти Винсента ван Гога - один из шедевров MoMA. Она была написана художником в Сен-Реми в июне 1899 года, когда он проходил лечение в больнице Сен-Поль-де-Мозоль. Картина прибыла в Америку в 1941 году, когда MoMA выкупила ее у французского торговца произведениями искусства Поля Розенберга.

Пожалуй, Винсент ван Гог первый из художников, кто посмотрел так далеко, обратил свой взор к звездам. Красота звезд, их тайна притягивают человека тысячелетиями, а рука Винсента создала яркие созвездия на фоне плывущих и словно обнимающих холмы Прованса облаков. Звезды, как воронки света, они затягивают взгляд зрителя, те звезды, что вновь отправляют нас смотреть в тьму ночного неба мира реального или нашего собственного внутреннего я. Шедевр - это то произведение, которое вырывает вас из собственного контекста и времени, и забирает в свою реальность. “Звездная ночь” действительно забирает вас с собой, в далекую ночь, где художник восхищался светом утренней звезды и сохранил этот ускользающий момент на холсте. В MoMA она теперь обрамлена в черную раму, именно в такую, какую описывал сам автор в одном из писем к своему брату.

“Этим утром я видел деревню через мое окно, задолго перед рассветом, только с утренней звездой, которая выглядела очень большой”

Винсент ван Гог в письме к брату Тео

Фрагмент видео "It is good lookin' (S2, E8)", At The Museum, MoMA youtube channel
Фрагмент видео "It is good lookin' (S2, E8)", At The Museum, MoMA youtube channel
Взгляд музеолога: МоМА - это проводник между зрителями и чудесным миром французского импрессионизма для Америки. Столь бережное хранение такого шедевра, как знаменитая «Звездная ночь» Винсента ван Гога - заслуга внутренней работы исследовательского центра музея. Во многом именно благодаря нему, мы можем погрузиться в просто магическую атмосферу ночи и больших сияющих небесных тел.

Америка, Нью-Йорк, MoMA - звучит как из другого мира, так и есть. Мир, по другую сторону океана, мир куда устремляются за мечтой, мир, где принимают даже скандальные французские полотна и с интересом их рассматривают, без усмешек (как вспоминал Поль Дюран-Рюэль, когда впервые привез импрессионистов в Америку в 1886 году), мир, где далекий странник может обрести дом.

- Странно. Зачем тогда они покупают?

- Чтобы у них дома висел Дега, - меланхолично ответил Блэк, - Картины - это эмигранты, как и вы. Порой жизнь забрасывает их в самые неожиданные места. Хорошо ли они там себя чувствуют, это уже другой вопрос.

Эрих Мария Ремарк. «Земля обетованная».