Найти тему

Владимирская мозаика: транзитные зарисовки, ч. 3 (Санино, Лукианова пустынь, Веретьево)

Так уж получается, что почти все посты про Владимирскую область у меня в ЖЖ имеют в названии слова "мозаика" или "транзит". Это никоим образом не характеризует достопримечательности самой Владимирщины (кои многочисленны и первоклассны), а скорее, наше здесь пребывание - осмотр тех или иных объектов осуществляется нами по пути в более дальние регионы или из них в Москву.

Итак, в однй из подобных поездок мы отклонились в сторону села Санино, что под Суздалем. Об ансамбле двух храмов - летнего Никольского (кон. XVIII в) и зимнего Покровского (1825 г) - в Санино я не писала в ЖЖ, но мы здесь уже были пару лет назад. Просто в тот раз мы смогли войти лишь в зимнюю церковь, летнюю еще не открыли после зимы. Теперь же, воспользовавшись временем года (конец августа), мы не только смогли спокойно попасть внутрь летней церкви, но и спокойно осмотреть и сфотографировать все внутри. Более того, нам удалось понаблюдать удивительный ритуал, практикуемый здесь уже несколько лет: старинными внушительных габаритов ключами от дверей храма оглаживают чресла молящегося - уж не знаю, в чем там замысел (может, болезни какие так лечат или еще что), но выглядит забавно. Кстати, от желающих быть оглаженными отбоя нет - специально приезжают в Санино и выстраиваются в очередь :)
Впрочем, это отступление. А вот интерьер Никольской церкви воистину прекрасен: помимо росписей XIX в сохранились прекрасный иконостас и резные золоченые киоты - очень похоже на то, храм не закрывался в советское время, потому сохранил все это великолепие.

Резной иконостас нач. XIX в в Никольской церкви в Санино (кон. XVIII в).
Резной иконостас нач. XIX в в Никольской церкви в Санино (кон. XVIII в).
Санино. Барочная летняя Никольская церковь (кон. XVIII в).
Санино. Барочная летняя Никольская церковь (кон. XVIII в).
Интерьер Никольской церкви аутентичен и наряден.
Интерьер Никольской церкви аутентичен и наряден.
-5
Фрагменты иконостаса нач. XIX в.
Фрагменты иконостаса нач. XIX в.
 Распятие.
Распятие.
Росписи сер.-кон. XIX в в Никольском храме: Страшный Суд и Вход Господень в Иерусалим.
Росписи сер.-кон. XIX в в Никольском храме: Страшный Суд и Вход Господень в Иерусалим.
Фрагмент резьбы иконостаса.
Фрагмент резьбы иконостаса.
Росписи: избиение младенцев.
Росписи: избиение младенцев.
Иконостас придела (похоже на нач.ХХ в или даже новодел).
Иконостас придела (похоже на нач.ХХ в или даже новодел).
Санино. Зимняя Покровская церковь (1825 г).
Санино. Зимняя Покровская церковь (1825 г).

Второй фрагмент мозаики - это наша поездка в Лукианову мужскую пустынь на пути из Ивановской области в Москву. Крюк пришлось сделать довольно приличный, но оно того стоило: в отличие от многих других монастырей Центральной России, сюда еще не добралось тотальное благоустройство: все храмы и сооружения более-менее приведены в пристойный вид, но не заштукатурены пока до последней степени.
История обители начинается в конце XVI в, но старейшие постройки, дошедшие до наших дней, датируются кон. XVII - нач. XVIII вв: собор Рождества Богородицы (1712 г), Богоявленская церковь (1684 г), а также почти разрушенные церковь Екатерины и часовня св. Лукиана. К нач. XVIII в относятся также фрагменты ограды с башнями.

Лукианова пустынь: ограда и юго-западная башня (1714 г).
Лукианова пустынь: ограда и юго-западная башня (1714 г).
А вот Восточная башня (I пол. XVIII в) уже отреставрирована.
А вот Восточная башня (I пол. XVIII в) уже отреставрирована.
Собор Рождества Богородицы (1712 г) восстанавливается, но очень медленно.
Собор Рождества Богородицы (1712 г) восстанавливается, но очень медленно.
 Богоявленская церковь - старейшая в обители (1684 г).
Богоявленская церковь - старейшая в обители (1684 г).
Богоявленская церковь со стороны апсиды.
Богоявленская церковь со стороны апсиды.
Церковь св. Екатерины разрушена почти полностью - осталась лишь ее апсида, превращенная сейчас в отдельный храм.
Церковь св. Екатерины разрушена почти полностью - осталась лишь ее апсида, превращенная сейчас в отдельный храм.
Лукианова  мужская пустынь. Красивейшая и центральная постройка монастыря - Собор  Рождества Богородицы (1712 г) - еще совсем традиционно русская по своему  виду.
Лукианова мужская пустынь. Красивейшая и центральная постройка монастыря - Собор Рождества Богородицы (1712 г) - еще совсем традиционно русская по своему виду.

И последний на сегодня фрагмент владимирской мозаики - урочище Веретьево с руиной Смоленской церкви (1802 г), что в Камешковском районе. Путь к ней не самый тривиальный, хотя и не самый сложный: деревня здесь исчезла несколько десятилетий назад (есть лишь остатки старого сельского кладбища), храм заброшен и того раньше, потому проезжей дороги к храму нет давным-давно - приходится идти пешком около 3 км от села Ряхово. И даже не ради самой церкви стоит проделать этот путь (хотя и она небезынтересна) - но уж очень красивая ведет сюда дорога: через небольшой подлесок, потом через хвойный лес (в котором я набрала просто по пути немного грибов - хороших, все больше подосиновиков и подберезовиков, даже пару белых нашли), потом через болотце (где сейчас добрые люди постелили мостки, чтобы путники ноги не замочили), потом через смешанный лес. Особенно приятно ходить в Веретьево осенью в хороший погожий день, который выпал и на нашу долю - так что поход в Веретьево стал одним из самых ярких эпизодов в путешествиях этого года.

Урочище  Веретьево. Церковь Иконы Смоленской Божией матери (1802 г). Как видите,  даже в сей дремучий лес кривой тропой пришел прогресс - кажется, в  церкви планируют наладить новую крышу.
Урочище Веретьево. Церковь Иконы Смоленской Божией матери (1802 г). Как видите, даже в сей дремучий лес кривой тропой пришел прогресс - кажется, в церкви планируют наладить новую крышу.
Но  в целом, работы здесь непочатый край, а материалы возить можно разве  что на тракторе (и то не факт). Впрочем, мы встретили в урочище и  постоянного жителя - возможно, он сторожит стройматериалы или занимается  ремонтом. Живет в одной из оставшихся от деревни изб. Вероятно, ему мы и  обязаны мостками через болото.
Но в целом, работы здесь непочатый край, а материалы возить можно разве что на тракторе (и то не факт). Впрочем, мы встретили в урочище и постоянного жителя - возможно, он сторожит стройматериалы или занимается ремонтом. Живет в одной из оставшихся от деревни изб. Вероятно, ему мы и обязаны мостками через болото.
Росписи внутри храма сохранились, даже несмотря на многолетнее отсутствие крыши.
Росписи внутри храма сохранились, даже несмотря на многолетнее отсутствие крыши.
 Еще росписи в Смоленской церкви.
Еще росписи в Смоленской церкви.
Старое кладбище вокруг церкви.
Старое кладбище вокруг церкви.
Памятники на кладбище.
Памятники на кладбище.
Осенняя дорога в урочище Веретьево - хвойный лес и березовая роща на разных участках трехкилометрового пути.
Осенняя дорога в урочище Веретьево - хвойный лес и березовая роща на разных участках трехкилометрового пути.