В далеком 1993 году родители достали видеокассету с фильмом "Кто подставил Кролика Роджера". Отсутствие системы возрастных маркировок в те времена заменял здравый смысл родителей - кино я не увидела, но подсмотреть немного удалось. Мне надолго запомнился этот мир, в котором мультипликационные герои реальны и живут рядом с людьми.
Эта альтернативная реальность была придумана задолго до начала работы над фильмом. Еще в 1981 году (а фильм вышел в 88-м) Гэри Вульф опубликовал небольшую повесть " Who censored Rodger Rabbit?" - на русский язык название можно перевести как "Кто заценцурил Кролика Роджера?".
Это детективная история, мрачная и запутанная, и ее главное отличие - удивительная вселенная, в которой люди живут бок о бок с героями мультфильмов. В книге Гэри Вульфа оживают герои комикса - они обладают особыми фантастическими возможностями, а для общения с людьми используют облачко над головой. Идея зацепила своей оригинальностью кинопродюсеров, и они выкупили права на повесть. Вскоре оригинальный сюжет был полностью переработан.
В возможность осуществления такой сложной затеи - объединить в полнометражном фильме обычную съемку с анимацией - тогда верили единицы. Первый же режиссер, которому предложили снять фильм, оказался, не желая даже вникать в сложные технические детали процесса.
Команда для съемок собралась великолепная: режиссер - Роберт Земекис, актеры Кристофер Ллойд и Боб Хоскинс (последнего сейчас, к сожалению, помнят только по фильму "Кто подставил Кролика Роджера"), а одним из продюсеров стал уже известный на тот момент Стивен Спилберг.
Для участия в проекте также были приглашены 326 (!) аниматоров во главе с известным мультипликатором Ричардом Уильямсом. Ну, и конечно, в фильм "попали" известные мультипликационные герои: Микки Маус, Багз Банни, Дональд Дак и многие другие.
Первые же тестовые кадры с анимационными персонажами показали - сложная задумка осуществима. Перед аниматорами стояла непростая задача - "оживить" картинку так, чтобы нарисованные персонажи не казались плоскими и неживыми. Ричард Уильямс придумал три правила, которые впоследствии вошли в учебники:
1. Снимать как можно больше сцен, в которых присутствуют персонажи из "живого" и "нарисованного" мира.
2. Использовать в сценах игру света и тени.
3. Чаще двигать камеру, чтобы персонажи не казались картинкой на заднем плане.
Аниматорами была проделана колоссальная работа - на протяжение 7 месяцев во время съемок фильма и 14 месяцев художники трудились над каждым фрагментом и создали в итоге более 80 тыс. рисованных кадров.
От актеров же требовалось невозможное - они должны были вести диалог и смотреть в глаза... пустоте. Специально подготовленный ролик демонстрирует, как снимались такие сцены.
Иногда в кадре использовались резиновые куклы или иные предметы, иногда в съемках участвовали актеры, озвучивающие мультперсонажей. Все это помогало отснять пробную сцену, чтобы потом актер смог воспроизвести свои действия в кадре уже в пустоте.
Для того, чтобы кадры с нарисованными персонажами выглядели убедительнее, перед началом съемок все актеры прошли курсы пантомимы. В таком фильме было невозможно "переиграть" - рядом с подвижными персонажами актеры должны были так же активно использовать мимику и жесты.
Исполнитель главной роли Боб Хоскинс признавался, что на съемочной площадке он представлял своих нарисованных "коллег" наяву и даже общался с ними. Сам актер называл это "галлюцинированием". К концу съемок актер уже не мог избавиться от галлюцинаций, мультяшки буквально преследовали его. После завершения работы Хоскинс был вынужден взять отпуск и на целый год уйти из кино, чтобы восстановиться.
Сейчас этот фильм трудно назвать популярным. Он, безусловно, был успешен в прокате, получил несколько номинаций на кинопремии. Но популярность проверяется временем, а спустя годы этот фильм вспоминают нечасто. Продюсеры студии долгое время рассматривали возможность создания сиквела и приквела фильма и даже сняли несколько тестовых сцен, но в итоге отказались от этой затеи.
И сегодня у фильма найдутся поклонники, вспоминающие фильм с чуством легкой ностальгии. Однако, стоит признать, что фильм уникален с технической точки зрения, особенно учитывая возможности киностудий в далеком 1988 году.
Спасибо за ваши ❤
Читайте также:
Уолт Дисней: фашист, антисемит, тиран или гений?
Декорации для этих фильмов чуть не разорили киностудии, но оно того стоило