Найти в Дзене
Понимай кино

Так кто же подставил Кролика Роджера? Все тайны знаменитого фильма

В далеком 1993 году родители достали видеокассету с фильмом "Кто подставил Кролика Роджера". Отсутствие системы возрастных маркировок в те времена заменял здравый смысл родителей - кино я не увидела, но подсмотреть немного удалось. Мне надолго запомнился этот мир, в котором мультипликационные герои реальны и живут рядом с людьми.

Кадр из фильма "Кто подставил Кролика Роджера",
Кадр из фильма "Кто подставил Кролика Роджера",

Эта альтернативная реальность была придумана задолго до начала работы над фильмом. Еще в 1981 году (а фильм вышел в 88-м) Гэри Вульф опубликовал небольшую повесть " Who censored Rodger Rabbit?" - на русский язык название можно перевести как "Кто заценцурил Кролика Роджера?".

Оригинальные обложки книг "Who censored Roger Rabbit?"
Оригинальные обложки книг "Who censored Roger Rabbit?"

Это детективная история, мрачная и запутанная, и ее главное отличие - удивительная вселенная, в которой люди живут бок о бок с героями мультфильмов. В книге Гэри Вульфа оживают герои комикса - они обладают особыми фантастическими возможностями, а для общения с людьми используют облачко над головой. Идея зацепила своей оригинальностью кинопродюсеров, и они выкупили права на повесть. Вскоре оригинальный сюжет был полностью переработан.

Писатель Гэри Вульф и героиня фильма Джессика Рэббит.
Писатель Гэри Вульф и героиня фильма Джессика Рэббит.

В возможность осуществления такой сложной затеи - объединить в полнометражном фильме обычную съемку с анимацией - тогда верили единицы. Первый же режиссер, которому предложили снять фильм, оказался, не желая даже вникать в сложные технические детали процесса.

Режиссер Терри Гиллиам мотивировал свой отказ от съемок ленью и нежеланием вникать в детали. Позднее он сожалел о своем решении
Режиссер Терри Гиллиам мотивировал свой отказ от съемок ленью и нежеланием вникать в детали. Позднее он сожалел о своем решении

Команда для съемок собралась великолепная: режиссер - Роберт Земекис, актеры Кристофер Ллойд и Боб Хоскинс (последнего сейчас, к сожалению, помнят только по фильму "Кто подставил Кролика Роджера"), а одним из продюсеров стал уже известный на тот момент Стивен Спилберг.

Кандидатура Роберта Земекиса сперва была отвергнута продюсерами. Оба его фильма - "Я хочу держать тебя за руку" и "Подержанные автомобили " - провалились в прокате. Но к началу работы над "Кроликом Роджером", Земекис успевает снять хитовый фильм "Назад в будущее". После этого на The Walt Disney Studio никто не сомневался в способностях режиссера
Кандидатура Роберта Земекиса сперва была отвергнута продюсерами. Оба его фильма - "Я хочу держать тебя за руку" и "Подержанные автомобили " - провалились в прокате. Но к началу работы над "Кроликом Роджером", Земекис успевает снять хитовый фильм "Назад в будущее". После этого на The Walt Disney Studio никто не сомневался в способностях режиссера

Для участия в проекте также были приглашены 326 (!) аниматоров во главе с известным мультипликатором Ричардом Уильямсом. Ну, и конечно, в фильм "попали" известные мультипликационные герои: Микки Маус, Багз Банни, Дональд Дак и многие другие.

В фильме появляются персонажи, принадлежащие различным мультипликационным студиям. Продюсеры вели долгие и сложные переговоры со студией "Warner Bros." - они в итоге согласились "одолжить" своих персонажей при условии, что у них будет ровно столько же экранного времени, как и у их конкурентов со студии "Disney". Поэтому во всех сценах одновременно можно увидеть "представителей" обеих студий
В фильме появляются персонажи, принадлежащие различным мультипликационным студиям. Продюсеры вели долгие и сложные переговоры со студией "Warner Bros." - они в итоге согласились "одолжить" своих персонажей при условии, что у них будет ровно столько же экранного времени, как и у их конкурентов со студии "Disney". Поэтому во всех сценах одновременно можно увидеть "представителей" обеих студий

Первые же тестовые кадры с анимационными персонажами показали - сложная задумка осуществима. Перед аниматорами стояла непростая задача - "оживить" картинку так, чтобы нарисованные персонажи не казались плоскими и неживыми. Ричард Уильямс придумал три правила, которые впоследствии вошли в учебники:

1. Снимать как можно больше сцен, в которых присутствуют персонажи из "живого" и "нарисованного" мира.

2. Использовать в сценах игру света и тени.

3. Чаще двигать камеру, чтобы персонажи не казались картинкой на заднем плане.

Эта сцена стала одной из самых сложных в исполнении. В кадре раскачивающаяся люстра создает множество динамичных теней, каждую из которых в точности воссоздали аниматоры. С тех пор в киноиндустрии появилось выражение "Bumping the lamp" ("качнуть лампу"), что означало - проделать огромную работу, которую зритель, скорее всего, даже не заметит
Эта сцена стала одной из самых сложных в исполнении. В кадре раскачивающаяся люстра создает множество динамичных теней, каждую из которых в точности воссоздали аниматоры. С тех пор в киноиндустрии появилось выражение "Bumping the lamp" ("качнуть лампу"), что означало - проделать огромную работу, которую зритель, скорее всего, даже не заметит

Аниматорами была проделана колоссальная работа - на протяжение 7 месяцев во время съемок фильма и 14 месяцев художники трудились над каждым фрагментом и создали в итоге более 80 тыс. рисованных кадров.

Стивен Спилберг контролировал каждый этап работы над фильмом
Стивен Спилберг контролировал каждый этап работы над фильмом

От актеров же требовалось невозможное - они должны были вести диалог и смотреть в глаза... пустоте. Специально подготовленный ролик демонстрирует, как снимались такие сцены.

Иногда в кадре использовались резиновые куклы или иные предметы, иногда в съемках участвовали актеры, озвучивающие мультперсонажей. Все это помогало отснять пробную сцену, чтобы потом актер смог воспроизвести свои действия в кадре уже в пустоте.

Для того, чтобы кадры с нарисованными персонажами выглядели убедительнее, перед началом съемок все актеры прошли курсы пантомимы. В таком фильме было невозможно "переиграть" - рядом с подвижными персонажами актеры должны были так же активно использовать мимику и жесты.

Боб Хоскинс за свою роль получил номинацию на Золотой Глобус
Боб Хоскинс за свою роль получил номинацию на Золотой Глобус

Исполнитель главной роли Боб Хоскинс признавался, что на съемочной площадке он представлял своих нарисованных "коллег" наяву и даже общался с ними. Сам актер называл это "галлюцинированием". К концу съемок актер уже не мог избавиться от галлюцинаций, мультяшки буквально преследовали его. После завершения работы Хоскинс был вынужден взять отпуск и на целый год уйти из кино, чтобы восстановиться.

Судья Дум - персонаж, которых внушает страх. Чтобы заострить внимание зрителя темной стороне его личности, Кристофер Ллойд использует известный киноприем - герой не моргает, его неживые глаза по задумке должны пугать зрителя.  В дальнейшем этот прием многократно использовался для создания отрицательного образа, например, герой Энтони Хопкинса в фильме "Молчание ягнят" тоже не моргает
Судья Дум - персонаж, которых внушает страх. Чтобы заострить внимание зрителя темной стороне его личности, Кристофер Ллойд использует известный киноприем - герой не моргает, его неживые глаза по задумке должны пугать зрителя. В дальнейшем этот прием многократно использовался для создания отрицательного образа, например, герой Энтони Хопкинса в фильме "Молчание ягнят" тоже не моргает

Сейчас этот фильм трудно назвать популярным. Он, безусловно, был успешен в прокате, получил несколько номинаций на кинопремии. Но популярность проверяется временем, а спустя годы этот фильм вспоминают нечасто. Продюсеры студии долгое время рассматривали возможность создания сиквела и приквела фильма и даже сняли несколько тестовых сцен, но в итоге отказались от этой затеи.

Джессика Рэббит остается одним из самых копируемых персонажей
Джессика Рэббит остается одним из самых копируемых персонажей

И сегодня у фильма найдутся поклонники, вспоминающие фильм с чуством легкой ностальгии. Однако, стоит признать, что фильм уникален с технической точки зрения, особенно учитывая возможности киностудий в далеком 1988 году.

Спасибо за ваши ❤

Читайте также:
Уолт Дисней: фашист, антисемит, тиран или гений?
Декорации для этих фильмов чуть не разорили киностудии, но оно того стоило