Ключевой принцип доступа к суду, наряду с правами на надлежащую правовую процедуру, которые обычно сопровождают его, сегодня воплощен во многих текстах по правам человека, в частности в статье 6(1) Европейской конвенции о правах человека (ЕКПЧ), где он породил обширную судебную практику.
Однако следует отметить, что совпадение конечных ценностей и целей на макроуровне не означает отсутствия на микроуровне существенных различий.
Иными словами, ценности и принципы не всегда совпадают. Каждая европейская система признает, что основной функцией административного права является контроль над публичной властью или, как ее называет Шапиро, "ограниченное правительство".
Говоря несколько иначе, административное право подчиняет чиновничество верховенству закона, предписывая поведение внутри административных организаций.
Это отражает тот факт, что основные системы административного права сформировались в течение XIX века, как правило, в контексте конституций, которые уделяли большое внимание функциональному или триадическому разделению властей. Из этого следует, что административное право играло важную роль в борьбе за ограниченное правительство.
Административное право-это закон, касающийся контроля над государственной властью. В этом, во всяком случае, и заключается суть предмета. Основной целью административного права является - держать полномочия правительства в законных пределах, чтобы защитить гражданина от злоупотреблений.
Мощные двигатели власти должны быть предотвращены от неистовства. Во всем мире общего права административное право развивалось как часть системы "сдержек и противовесов", устанавливаемой органами, внешними по отношению к администрации. Законодатели устанавливают рамки, в то время как большая часть решений исходит от судов, которые в целом оставлены для разработки принципов.
Французская модель административного права
В этом отношении французская модель, в которой административный судья работает внутри администрации для разработки норм, в то время как большая часть нормативной базы исходит от исполнительной власти, резко отличается.
Эти рамки способствовали разработке альтернативного и более ориентированного на администрацию определения административного права как "всех законов и норм, применимых к администрации".
С этой точки зрения, административное право представляет собой нечто большее, чем "командно-контрольную" систему, в центре которой находятся суды, принципы которых развиваются в процессе судебного надзора.
Она включает в себя и даже сосредотачивается на законодательстве и нормативных актах, установленных правительством и администраторами для осуществления политики. Эти перспективы, конечно, не являются исключительными; в большинстве систем административное право.
Вторая перспектива, однако, не соответствует идеалу верховенства права, принятому экономическими либералами и распространенному в глобальном пространстве через агентство международного торгового права. Опять же, в большинстве систем административное право эволюционировало как в первую очередь связанное с процедурой: следовательно, его принципы в значительной степени носят процедурный характер.
Принцип законности
Административное право требует, чтобы правительство и администрация оставались в рамках законности или, в частности, в американском административном праве, не превышали своих полномочий в качестве делегатов.
Отсюда вытекает принцип законности, центральный для всех систем административного права, согласно которому администрация должна действовать в пределах своих полномочий. Администрация обычно обязана также соблюдать принципы надлежащей правовой процедуры.
Административное право должно также содержать "свод правил, предписывающих надлежащее нормотворческое поведение для административных органов; то есть административное право является ключевым набором процедур".
Юристы часто исходят из того, что эти принципы должны формироваться – как это часто и происходит – в процессе судебного пересмотра. Это предположение не обязательно верно. Если, как предлагалось ранее, функция административного права заключается в разработке рамок административного управления в форме совокупности важнейших инструментов для эффективного формирования политики и управления, то практика и процедуры не должны развиваться в рамках прецедентного права. Они могут быть юридически закреплены, не входя полностью в компетенцию судов.
Определение принципов административного права - это, как говорят нам авторы ведущего австралийского текста административного права, "тема, по которой мало кто из комментаторов может прийти к согласию, потому что это в конечном счете зависит от того, чего они хотят от административного права."
С этой оговоркой авторы смело выдвигают свою собственную позицию, призывая как минимум к созданию правовой системы, отвечающей идеалам благого правления в соответствии с законом.
Эти идеалы включают открытость, справедливость, участие, подотчетность, последовательность, рациональность, доступность судебных и внесудебных процедур рассмотрения жалоб, законность и беспристрастность.
При слове "идеалы" мы начинаем отходить от классического ядра административного права и сопутствующих ему процессуальных принципов.
Мы находим, что к типичной современной смеси принципов административного права - справедливости, законности, последовательности, рациональности и беспристрастности – все это зависит от доктрины верховенства права, набор менее привычных ценностей.