Понятие глобального административного права предполагает ряд сложных и противоречивых вопросов.
Существует ли такая система на самом деле? Если да, то хотим ли мы этого? Следует ли оставить ее эволюционировать, как это в общем и целом свободно делать национальным системам административного права, развиваться самостоятельно, возможно, при условии процесса взаимообогащения, неизбежного в контексте глобализации?
С другой стороны, следует ли предпринимать сознательные усилия, для стимулирования процесса согласования? Настало ли время для разработки программы кодификации общих принципов? Если да, то должны ли основными действующими лицами быть международные бюрократы, суды, с сопутствующей опасностью правительства со стороны юристократии, или даже ученые, некоторые из которых уже активно содействуют либо интернационализации конституционного права, либо конституционализации международного права?
И есть ли какой-то материал, на котором можно работать или, говоря иначе, есть ли общепризнанные принципы, которые могли бы легально лечь в основу такого проекта? Наконец, какова надлежащая область глобального административного права? Действует ли и должна ли она действовать только в глобальном пространстве, становясь разновидностью космополитического права? Следует ли поощрять, как это обычно отстаивают правозащитники, вторжение принципов в Национальное правовое и конституционное пространство? И, если да, то как они могут быть применены?
Принципы административного права в национальных системах и ЕС
Основной целью настоящей статьи является, как уже отмечалось, выявление принципов, которые могли бы служить основой для глобального административного права.
Если слегка пропустить семантический аргумент, занимающий много места в трудах юриспруденции, то здесь принимается, что принципы содержат этическое измерение, и что правовой порядок и правовые принципы способствуют формированию общественной морали и берут из нее свои ценности.
Тем не менее, полезно проводить различие между "принципами", которые составляют существенный строительный блок правовой системы, и "ценностями", которые в значительной степени сформулированы вне этой системы.
При любом обсуждении глобального правового порядка отсутствие узнаваемой и четкой политической или конституционной структуры делает особенно уместным проводить различие между тем, что относится строго к праву, и тем, что не относится.
Основа системы административного права
Поэтому, насколько это возможно, проведем различие между "принципами" и "правами", с одной стороны, и "ценностями" или "стандартами" - с другой.
Легитимирующие принципы любой западной системы административного права находятся в двойных идеалах демократии и верховенства права.
Вероятно, по крайней мере, в нынешнем столетии эти два идеала должны стать основой теории каждой системы административного права.
Принцип демократии и верховенства права
Это, безусловно, относится и к Европейскому союзу (ЕС), который обычно рассматривается как наиболее сложный из международных политических режимов, обладающий наиболее развитым транснациональным правовым порядком.
Так идеалы - Близнецы вызрели в конституционные принципы, прочно укоренившиеся в политическом устройстве. Они находят упоминание в различных договорах, которые действуют в качестве конституции ЕС и были собраны и подтверждены в преамбуле к Европейской Хартии основных прав и свобод, в которой утверждается, что союз "основан на принципах демократии и верховенстве права".
Они были вновь включены в европейский конституционный договор, который впервые придал бы Уставу правовую и исполнительную основу. Это, как можно видеть, характеризует длительный переход двойственных ценностей внутри западных систем управления и политической теории, а затем в глобальные и транснациональные системы управления, где они формируются в качестве руководящих принципов правового порядка.
Принцип верховенства права и его значение
В контексте нашей темы верховенство права, возможно, является более важным из этих двух принципов. Любая западная система административного права основана на верховенстве права, и хотя система административного права может – и, возможно, должна – функционировать вне системы демократического правления, система демократического правления, не соблюдающая верховенство права, просто парадоксальна.
Идеал верховенства права образует центральную фоновую теорию, на фоне которой действуют принципы административного права, в то же время, выступая в качестве руководящего принципа. Она порождает еще один свод принципов, которые образуют свод административного права:
- на конституционном уровне, например, верховенство права порождает принцип права на доступ к суду для разрешения споров;
- административное право расширяет это право как совокупность принципов надлежащей правовой процедуры, включая право быть заслушанным судьей;
- право быть заслушанным беспристрастным судьей;
- мотивированные решения и прочее.
Более подробные правила, обычно содержащиеся в прецедентном праве, определяют "слушание".
Этот процесс позволяет расширить сферу действия принципа, а затем переформулировать его в административную процедуру, распространив меру надлежащей правовой процедуры на всех лиц, принимающих решения.
Продолжение этой темы читайте в следующей части.