Фильм Стивена Спилберга "Война миров" (2005) относится к жанру научной фантастики.
Что такое жанр? Жанр может быть определен как различные категории, отличающиеся особым стилем, формой или содержанием. Согласно Саре Берри, фильмы с похожим стилем и сюжетом можно сгруппировать вместе, например:
- "Вестерны"
- фильмы ужасов
- триллеры
- научно-фантастические фильмы.
Будучи одной из самых влиятельных личностей голливудской киноиндустрии, Спилберг не только создал бесчисленное количество фильмов различных жанров, но и имеет собственный фирменный стиль, который можно заметить во всех его фильмах.
"Война миров" Спилберга - это римейк фильма Байрона Хаскина 1953 года. Оба они представляют собой отрывки из одного и того же романа Х.Г. Уэлллса. Кинокартина Спилберга усиливает "статус-кво", отражая проблемы и изображая доминирующие американские идеологии и верования.
Смысловая основа.
Одним из событий, которые фильм пытался воссоздать, стал теракт 11 сентября в Америке. Как одна из сверхдержав мира, Америка - это гордая и сильная страна.
11 сентября - день, когда американцы научились бояться и бороться за выживание. В фильме страх и борьба за выживание были изображены с помощью граждан, которые начали бежать после того, как инопланетный корабль начал стрелять по ним лазерами.
Американская вера в патриотизм изображена в сцене, где Робби хотел вступить в армию и до последнего вздоха сражаться с пришельцами. Вера в выживание сильнейшего проявилась в сценарии, когда Рэй был единственным человеком с работающей машиной, а все остальные выжившие толкали друг друга, чтобы подойти к ней.
Когда Рэй отказался остановиться, они стали бить машину Рэя подручными предметами. Позже произошла потасовка, и Рэя вытащили из машины, а Робби избили. Даже после того, как Рэй вытащил пистолет, другой человек с пистолетом приказал Рэю бросить оружие и выйти из машины. В экстремальных ситуациях, чтобы выжить - люди готовы совершать безрассудные жестокие поступки.
Патриархальный строй.
Американская идеология патриархального общества представлена в фильме, через изображение мужчины как сильного и самостоятельного, при этом принижая роль женщины. В сценах, где армия Соединенных Штатов вела борьбу с инопланетянами и держала линию, чтобы гражданские лица могли бежать, не было женщин военнослужащих. Это контекстный намек на то, что женщины были слишком слабы, чтобы защитить себя, не говоря уже о защите страны.
Изменение восприятия религии.
Другой идеологией, изображенной в этом фильме, является религия. В Спилбергской войне миров, церковь была первым зданием, разрушенным чужеродным треногой. Сравнение можно провести с Хаскинской войной, где церковь является убежищем от инопланетной резни. Это показывает, как сильно изменилась вера американцев в существование Бога.
Повторяющаяся тема в фильме Спилберга - выживание.
"Парк Юрского периода" (1993) - это борьба за выживание на островном парке, где бегут динозавры.
В то время как в "Искусственном Интеллекте" (2001) Давид захвачен людьми в мире, где устаревшие роботы уничтожаются на глазах у ликующей толпы.
"Войной миров" (2005) изобразила, как человечество, которое может быть навсегда уничтожено инопланетными захватчиками, в конечном счете выживает.
По мнению Джона Коги (1981), автором фильма является режиссер, который действительно является художником, доминирующим в съемочной деятельности и использующим фильм для выражения индивидуальности. Эта личность прослеживается в тематической и стилистической последовательностях почти во всех режиссерских работах.
Фильмы Спилберга:
- "Инопланетянин" (1982)
- "Парк Юрского периода" (1993)
- "Искусственный интеллект" (2001)
- "Война миров" (2005)
Все они имеют одинаковую тематическую направленность, что является фирменным стилем Спилберга. Эти работы отображают масштаб личности Спилберга, благодаря чему он получает признание как индивидуальный автор.
Авторитет Спилберга как творца можно проследить в отличиях между оригинальным фильмом Байрона Хаскина и его собственной работой. Оба фильма, хотя и адаптированы из книги Г. Г. Уэлллса "Война миров", изображаются по-разному.
Определив жанр, "статус-кво", фирменный стиль и авторский стиль, можно признать, что Стивен Спилберг действительно использует свой непосредственный стиль для создания кинокартин. Однако при этом он не следует стилям своих предшественников, а утвердился как автор и создал фильмы, которые вписываются в его личность, темы и стили. Они позволяют зрителям смотреть на мир сквозь призму его мировоззрения.