В рубрике «Автоэнциклопедия» продолжаем рассказ о мировых автомобильных брендах.
В своё время мотоциклы «Ява» были пределом мечтаний большинства советских пацанов. При этом, мало кто из них знал о том, что под этой маркой выпускались также и автомобили. Об этом я и расскажу вам сегодня.
Однажды, в далёком 1929 году, инженер-электротехник Франтишек Янечек (Frantisek Janecek) организовал в Праге производство мотоциклов, купив лицензию немецкой фирмы «Вандерер» (Wanderer). Название основанной им компании он составил из первых слогов своей фамилии и марки «Вандерер» («Я» - Ja и «Ва» - «Jawa»).
И шло у него всё достаточно хорошо, постепенно мотоциклы «Ява» приобретали популярность, но, как это и бывает в любом успешном бизнесе, основателю всегда хочется большего. Поэтому в 1934 году Янечек приобретает лицензию у немецкой фирмы ДКВ (DKW) и начинает производство автомобилей «Ява-700». Переднеприводная машина была оснащена 2-цилиндровым двигателем литражом 692 куб. см мощностью 20 л.с. Кузов, как и у ДКВ, был деревянным. Компактная и легкая «Ява-700» достигала скорости 90 км/ч. Вскоре «Яву-700» модернизировали: рабочий объем мотора увеличили до 0,9 л, а мощность по-прежнему составляла 20 л.с.
Следующая модель компании — «Минор» (Minor), созданная Зденеком Пилатом (Zsdenek Pilat) и Рудольфом Выкоукалом (Rudolf Vykoukal), имела мотор рабочим объемом 0,6 л мощностью 19,5 л.с. Серийно выпускали двухдверные закрытые и открытые кузова.
В 1936-м году, специально для популярных гонок «1000 миль Чехословакии» построили версию «Ява-750» с необычным обтекаемым кузовом купе. Их выпустили ограниченным тиражом, всего шесть штук — чудо, что до нашего времени сохранилась в целости одна из них, которая находится в Национальном техническом музее Праги.
В 1939 году, после начала Второй мировой войны, производство автомобилей «Ява» официально было прекращено. Теперь на территории подконтрольной фашистам Чехословакии, ставшей германским протекторатом Богемии и Моравии, производили вооружение. Контролировали работу завода офицеры из СС, но это не испугало конструкторов «Явы», во всяком случае не настолько, чтобы они перестали разрабатывать новые авто втайне от оккупантов. В это время был собран прототип автомобиля Minor 2, который даже умудрились испытывать, разъезжая по Праге, навесив на кузов логотип немецкого «БМВ», благо эту машину можно было принять за автомобиль данной марки.
После войны производство восстановилось, но выпуск модели «Минор 2» на заводе «Ява» так и не начался. До 1947-го года выпускались довоенные модели, а к производству новой машины готовились. Но в 1947-м в стране произошла национализация всех заводов и фабрик. Правительство социалистической Чехословакии приняло решение на заводах «Ява» производить только мотоциклы, а «Минор 2» отдали другому заводу — Aero, где эта модель счастливо выпускалась до 1951 года.
Так марка «Ява» стала исключительно мотоциклетной компанией.