Учителя в современных классах должны быть не только готовы к использованию технологий, но и должны уметь использовать их в процессе обучения. По данным ЮНЕСКО, информационные технологий стали неотъемлемыми навыками в профессиональном репертуаре каждого учителя. Как же нам обеспечить, чтобы эти навыки были отражены в репертуаре учителей?
В течение довольно длительного времени во многих странах упор делался на развитие технологической грамотности. Программы повышения квалификации в области технических навыков стали более доступными, чем педагогические программы.
Есть опасения, что модели профессионального развития, которые фокусируются на технических компетенциях без педагогического контекста, - это "переподготовка" учителей к выполнению конкретных задач, а не к использованию педагогики существенного характера.
Поэтому неудивительно, что в исследовании под названием "Международный опыт применения технологий в образовании" в 21 стране наиболее часто упоминались две национальные программы повышения квалификации учителей:
1. Оказание поддержки учителям в использовании ИКТ в процессе обучения;
2. Повышение педагогической квалификации учителей.
Изменение традиционной формы обучения. Применение ИКТ.
В некоторых странах мира осуществляются инициативы, связанные с повышением квалификации, в рамках которых оно тесно связано с другими изменениями в системе.
Например, генеральный план в области ИКТ в Сингапуре предусматривает распространение компьютеров в школах в сочетании с обширной программой повышения квалификации на базе школ в качестве рычага для изменения педагогики и содержания учебных программ.
Аналогичным образом, в Иордании внедрение ИКТ в школах было связано с повышением квалификации учителей в целях разработки новых педагогических моделей, включающих новые технологии.
В Ирландии на начальном этапе основное внимание уделялось повышению квалификации учителей, обладающих базовыми компетенциями в области ИКТ.
Однако с середины 2000-х годов этот акцент сместился, и последующие программы повышения квалификации были разработаны с целью повышения технологической грамотности учителей и акцентирования внимания на педагогическом использовании основных средств ИКТ в учебных предметах.
В настоящее время PDST-технология в образовании обеспечивает курсы и другие возможности непрерывного профессионального развития для поддержки интеграции ИКТ в учебные программы.
Предлагаемые изменения дают возможность содействовать пониманию того, как инновационным образом использовать ИКТ после интеграции.
Диалог, сосредоточенный на возможном использовании сложных и широко распространенных цифровых технологий, может проходить в конструктивном контексте по мере того, как учителя будут осмысленно работать с этими новыми учебными программами.
Это позволит им выработать свое собственное мышление о том, как использовать ИКТ таким образом, чтобы способствовать углублению знаний и созданию подходов к обучению.
Если использование этих новых технологий подразумевает новые роли учителей, новые принципы педагогики и новые подходы к педагогическому образованию, возможно, потребуется переоценка структуры профессионального обучения учителей.
Ключевым вопросом, который мог бы лечь в основу диалога, является информирование о том:
- Как организовать профессиональное обучение таким образом, чтобы преподавание, обучение, оценка и использование ИКТ были неразрывно связаны между собой?
Организация обучения. Создание учебных пространств
Изменение педагогической практики требует соответствующей оценки того, как концептуализируются учебные пространства.
Это может быть обеспечено благодаря использованию гибких и адаптируемых цифровых ресурсов и систем, которые обеспечивают высококачественные возможности обучения с гибкими временными рамками и темпами в различных учебных средах.
Это повлечет за собой изменения в существующих концепциях расписания и организации обучения. Также это повлияет на то, как учителя взаимодействуют друг с другом, а также на роль и обязанности учителей и учащихся в отношениях между собой.
- Существует ли необходимость в переоценке того, что учащиеся узнают, когда узнают, где узнают, как узнают?
- Должны ли учащиеся отвечать за активное участие в процессе обучения?
- Должны ли учащиеся сотрудничать и иметь возможность высказать свое мнение о том, как, где, когда и с какой скоростью они учатся, и нести ответственность за свой выбор?
- Как дать учащимся возможность участвовать в самоанализе и оценке на протяжении всего периода обучения?
Чтобы ответить, нам необходимо рассмотреть вопрос о том, как мы развиваем систему образования, которая является более благоприятной, стимулирующей, поддерживающей и менее предписывающей.
Хотя это не является очевидной непосредственной задачей для нынешней Цифровой стратегии для школ, этот вопрос необходимо решить, чтобы школы были готовы к долгосрочной цели развития обучающейся экосистемы с подходом, основанным на создании знаний.
В завершении хочу добавить, что в рамках консультативного процесса по разработке Цифровой стратегии для школ необходимо решить следующие вопросы:
1. Разрабатываем ли мы систему, направленную на снижение системных барьеров своевременным и эффективным образом?
2. Какую роль будут играть преподаватели в этой учебной экосистеме?
3. Как встраивать системный подход в эту образовательную экосистему?
Важнейшее значение будет иметь взаимосвязь на многих уровнях и развитие сетевых учебных сообществ внутри школ и общества.