Найти тему
Однажды в мае

Роман о злодее без лица

🍓 Патриция Хайсмит, «Талантливый мистер Рипли».

🍓 Тому Рипли чуть за двадцать, он беден как церковная крыса и не брезгует мелким мошенничеством вроде фальшивых чеков. Неожиданно к нему обращается богач Гринлиф – глава крупной судостроительной компании. Младшенький Гринлиф, по имени Дикки, вконец обнаглел: отлеживает бока на итальянских пляжах, рисует дурацкие акварели и не хочет возвращаться домой в Америку. Не мог бы мистер Рипли отправиться в Монджибелло и уговорить блудного сына? За солидное вознаграждение. Мистер Рипли, конечно, может. И скоро у него созреет свой собственный зловещий план.


🍓 Книг о похождениях Тома Рипли пять. Их называют авантюрными романами, нуар-романами, триллерами (да ну), но ближе всего они к детективам – тому редкому подвиду детектива, когда мы в курсе, кто, кого и за что, но еще не знаем, удастся ли злодею выпутаться. А злодей восхитительный. Хайсмит пишет отстраненно, но очень точными штрихами создает образ того самого перверзного нарциссиста, которыми нынче модно пугать девочек. Закомплексованный, со скудным набором эмоций, завистливый, безжалостный, асексуальный, безликий. Но изворотлив и соображает хорошо, этого не отнять. Моралью по читательской голове Хайсмит не стучит, оценок не дает (она сама, по свидетельствам знакомых, отличалась жестокой мизантропией), просто показывает своего Тома во всей красе: вот такой любопытный зверек, глядите.

🍓 Мой любимый момент в книжке – торжество Рипли, когда он присвоил наконец чужое, заполнил другим человеком внутреннюю пустоту и обрел уверенность. Чувствуется, что эти страницы писались с наслаждением, и читаются так же. Теперь это кольцо принадлежит мне, и все рубашки, в которых щеголял их владелец-денди, и путешествовать я буду только первым классом, и превращу жизнь в череду разнообразных удовольствий. И книжки по искусству куплю! (При слове «Бобруйск» собрание болезненно застонало.) Вспомнились мне два отрывка из детективов Хмелевской. В первом девушка, которую все детство продержала в заточении родная тетка – садистка и патологическая неряха – возвращается в бывшую квартиру-темницу и мстительно выкидывает оттуда весь хлам, заодно вытаскивая на божий свет припрятанные теткой сокровища. Во втором героиню много месяцев держали в какой-то кабаньей яме, но она проковыряла туннель вязальным крючком (Хмелевская, чего вы хотите), выбралась на свободу и восстанавливает самочувствие и красоту: горячая ванна, поход к косметологу, фрукты. Правда, они возвращались к собственной личности, а Том проделывает противоположный путь – от себя ничтожного к чужому блеску. Но, праведные или неправедные, истории про «долго терпел и дорвался» всегда хороши.

🍓 Еще в активе у Хайсмит с любовью и вниманием поданная на блюдечке Италия, динамичный сюжет, хорошо проработанные герои, которых немного, слава Богу. А то откроешь детектив-бестселлер – и валятся толпы каких-то невнятных персонажей, серых как штаны пожарника. Экранизаций две. «На ярком солнце» (1959) с Аленом Делоном в главной роли – убедительно и красиво, зноя и моря столько, что будто в отпуск съездил. «Талантливый мистер Рипли» (1999) – тоже интересно и, я бы сказала, богато. Звездный состав (Дэймон, Лоу, Пэлтроу, Хоффман), крутой саундтрек, куча номинаций на все подряд, лоск и роскошь. Обе немедленно захотелось пересмотреть, эх.