Исследовательская группа из Университета Карнеги-Меллона всесторонне изучила развитие мозга у мальчиков и девочек и пришла к выводу о том, что гендерные различия в способностях к математике, вопреки сложившемуся стереотипу, отсутствуют. Результаты опубликованы в журнале Science of Learning.
В процессе одного из экспериментов
Обычно существует мнение, что из-за биологических особенностей мозга, девушки не преуспевают в STEM-науках (science, technology, enjineering, math). Но полученные авторами научные данные говорят обратное.
Для оценки биологических гендерных различий в математических способностях детей младшего возраста исследовательская группа использовала функциональную МРТ. С ее помощью учёные измерили активность мозга у 104 детей (от 3 до 10 лет; 55 девочек) во время просмотра обучающего видео, посвященного ранним математическим темам, таким как подсчет и сложение. Затем сравнили результаты сканирования мальчиков и девочек, чтобы оценить сходства и различия в функционировании их мозга.
Кроме того, команда исследовала степень зрелости мозга, сравнив снимки детей со взрослыми (63 взрослых; 25 женщин), которые смотрели те же математические видеоролики.
После многочисленных статистических операций исследователи так и не обнаружили различий в развитии мозга девочек и мальчиков. Кроме того, они не обнаружили разницы в том, как мальчики и девочки обрабатывали числа. При этом увлеченность просмотром образовательных видео была одинаковой. Наконец, зрелость мозга мальчиков и девочек была статистически эквивалентна между собой относительно взрослых.
Первая колонка показывает различия в индивидуальной «математической» активности мозга, измеренной между отдельными детьми одного пола, вторая — то же самое, вычисленное между парами детей разного пола, третье — перекрывание двух первых колонок
Исследователи также сравнили результаты теста ранних математических способностей — стандартизированного теста для детей от 3 до 8 лет, из 97 участников (50 девочек), чтобы измерить уровень развития математических способностей. Они обнаружили, что предрасположенность изучению и усвоению математики у детей были одинаковыми и не выявили различий по полу и возрасту. Также команда не обнаружила гендерных различий между математическими способностями и зрелостью мозга.
Это исследование основано на предыдущей работе команды, которая обнаружила эквивалентные поведенческие показатели в ряде математических тестов между мальчиками и девочками.
Похоже, что основную роль в «отчуждении» девочек от математических наук играет в основном социум. С мальчиками больше играют в игры, требующие использования пространственного мышления и конструкторских способностей, на уроках по этим наукам учителя уделяют им больше внимания, таким образом лишь поддерживая и усугубляя существующие стереотипы.
Текст: Дарья Тюльганова
Gender similarities in the brain during mathematics development
Alyssa J. Kersey, Kelsey D. Csumitta & Jessica F. Cantlon
npj Science of Learning volume 4, Article number: 19 (2019)
Читайте материалы нашего сайта в Facebook, ВКонтакте, Яндекс-Дзен, Одноклассниках и канале в Telegram, а также следите за новыми картинками дня в Instagram.