День 12. Маршрут Прага – Варшава, 620км.
Варшава была нашим последним европейским городом на пути, дорога изначально шла по широкой чешской трассе и не предвещала ничего плохого, но незадолго до границы свернула с неё, поведя нас по городам и горам. Мы в сотый раз отметили красоту и живописность всего окружающего нас, но такая дорога сулила позднее прибытие в Варшаву, ведь ехать предстояло ещё километров 450. Граница Чехии и Польши встретила нас, наверное, главной неожиданностью на пути – таможенным контролем. Это не был полноценный пост досмотра, скорее похоже на наших гайцов, выезжающих пошабашить за город. Я даже не сразу понял, что нас тормозят, издалека показалось, что сумасшедший польский пан хочет броситься под колёса машины. Таможенники были вежливы, проверили паспорта и страховку, бросили взгляд в багажник и отпустили нас с миром, так мы вернулись в Польшу. По просёлочной дороге пришлось ехать ещё часа полтора, но вскоре мы вернулись на широкую трассу, и дело пошло веселее. Кстати, дороги в Польше были бесплатными, но от Вроцлава до Варшавы нам дважды попадались расширения, где ставили узнаваемые будки для приёма оплаты. Возможно, вскоре эти участки станут платными.
В Варшаву приехали не очень поздно, но вновь столкнулись с приключениями при заселении: у нас были сняты апартаменты, но чтобы получить ключ от них, нам пришлось искать на соседней улице хостел, где был общий ресепшн, этот момент я просмотрел при бронировании, если бы был повнимательнее, забрали бы сразу ключ. Улица не была платной, поэтому авто припарковали прямо у своих ворот, разместились и пошли гулять. По пути остановились поужинать в кафешке, и пока мы там сидели налетел ураганный ветер, поднял столбы пыли, а через пару минут начался ливень. И хотя он перешёл довольно быстро в обычный дождь, мы поняли, что наше знакомство с Варшавой на этом закончено.
Немного обидно, что не удалось погулять по Варшаве, город достоин более плотного внимания, но помимо испортившейся погоды накладывалась её и определённая усталость после солидного марш-броска по европейским дорогам :)
Немного бухгалтерии: жильё в апартаментах Saska Kępa Walecznych 3400р (190 злотых), ужин из двух блюд и двух напитков 1500р. В Польше мы не заправлялись, незадолго до чешско-польской границы я залил полный бак, а на следующий день нам предстоял путь в Беларусь, поэтому не было смысла останавливаться на пит.стопы :)
Субъективные и не самые справедливые оценки:
День 13. Маршрут Варшава – Рязань, 1500км.
Изначально при планировании мы предполагали вернуться из Варшавы в Минск, а уже оттуда рвануть домой через день, но уже в Европе осознали, что день выезда из Варшавы – 22е число – последний день нашей страховки и нам придётся Беларусь проезжать без остановок. Граница могла внести корректировки, если бы мы опять простояли там несколько часов, пришлось бы продумывать варианты с ночлегом, но выезд из еврозоны оказался проще, чем мы думали. В этот раз наш путь лежал не через Домачево, а через Тересполь, который выводит прямиком в Брест. Поляки по уже знакомой нам схеме окинули взглядом поверхностно наш багаж, повозились с документами, и уже через 45 минут после въезда мы выехали с территории Евросоюза. Белорусы были ещё более расторопными. В зелёном коридоре (который подразумевает, что вам нечего декларировать) кроме нас было 1 или 2 машины, нам быстро проставили все печати и отпустили. Единственный вопрос, который был задан – сколько бутылок алкоголя мы везём. По странным белорусским (и российским тоже) правилам, ввозить на территорию страны можно максимум 3 литра алкоголя на взрослого человека, то есть мы вдвоём могли привезти не больше 6 литров. Мы ответили, что везём пять бутылок, пограничник удовлетворился этим ответом. Суммарно мы провели на границе чуть меньше часа.
В Бресте остановились заправить изрядно опустевший бак и решили взять по бургеру на заправке, эти бургеры мы запомним надолго :) Нет, с ними всё было в порядке, но из-за специфичной формы булки девушка на заправке называла их «Мяч-бургеры», и делала она это с таким восторгом и позитивной энергией, что мы были даже слегка сбиты с толку, никак не могли понять, она стебёт нас или и вправду в таком восторге от их локального креатива. Решили, что всё-таки второе, и благодаря этой милой кассирше нам было уже не так грустно ехать дальше. Кстати, зайдя в помещение заправки, я поймал себя на мысли, что как бы не ляпнуть девушке ставшее уже привычным "Хеллоу", она могла подумать, что москали совсем дуба дали :) Трасса Брест-Минск-Москва плавно привела нас к границе с Россией, где неожиданно нас остановили. Как я выяснил позже, мы некоторое время назад поставили там КПП и теперь проверяем документы всех въезжающих. Забавно, что в России нас встретил таможенник, который явно родился в самых южных регионах нашей страны, в связи с чем его владение русским языком, мягко говоря, не идеально :) Навигатор предсказывал нам прибытие домой в районе полуночи, поэтому мы приняли решение ехать до победного. Сложно было под Москвой, поскольку день недели – пятница – подразумевал массовую иммиграцию столичных жителей, нам пришлось окольными путями всё объезжать, хотя в какой-то момент мы вырулили на Каширское шоссе, но даже там движение (в трёх полосах!) было очень плотным. Каширка нас, кстати, одарила последним платным (150р) участком на пути, а уже к полуночи мы были дома. На этом наш первый Евротур был закончен.
Итоги
Суммарно мы проехали 6110 километров, средний расход топлива составил 7,8 литров на 100км. Всего на бензин ушло 36101 рубль. Ехали мы вдвоём, и эта сумма легла полностью на семейный бюджет, но даже она не выглядит чем-то заоблачным, с учётом того, что билеты на самолёт до условного Милана нам встали бы примерно в те же деньги, а впечатлений от нашего маршрута мы набрались немало. Что касается самой машины, то в пути она вела себя прекрасно. Один раз за поездку она попросила долить масла, что мы с готовностью и сделали, здесь тоже ничего удивительного для владельцев немецких авто, залив масла от замены до замены – стандартная история. Навигатор на территории России был привычный всем Яндекс, роль навигатора по Европе выполняло приложение на телефоне, которое называется Maps.me, я заранее скачал все необходимые карты, чтобы не зависеть от интернета, само приложение заслуживает максимальных оценок, так как работало всю дорогу отлично, а помимо собственно дорог оно знало всё о расположении магазинов, кафе, достопримечательностей – в общем, служило отличным справочником.
На платные дороги и виньетки ушло 8673 рубля.
На проживание потрачено 28234 рубля. Кроме Нюрнберга и Люблина мы везде брали места, где был отдельный душ в номере, но даже в этих двух городах ночлеги не были хостелами в привычном понимании – это были отдельные номера с полноценными кроватями и удобствами. Конечно, нам повезло с проживанием в Швейцарии, если бы пришлось там снимать жильё где-то, то стоимость поездки увеличилась бы ориентировочно тысяч на 20.
На оформление всех необходимых документов и страховок было израсходовано 16498 рублей. Таким образом, минимальные расходы на такую поездку составят порядка 110000 рублей. И даже эту сумму можно уменьшить, если, например, везде подбирать бюджетные хостелы и объезжать платные участки. То, что будет потрачено сверху – на еду, сувениры и какие-то мелкие расходы - уже личное ощущение необходимого для каждого путешественника.
В целом, по итогу поездки могу сказать, что идея, которая виделась абсурдной ещё в начале года, при должной планировке оказалась вполне осуществима, достаточно бюджетна, а о том, сколько впечатлений и эмоций нам принесла эта авантюра не приходится и говорить. Автомобильный трип позволяет путешественнику держать свой темп, ходить и бывать там, где ему интересно, везти с собой столько сувениров, сколько потребуется :) Нет привязки к расписанию автобусов или самолётов, а разбивка на маленькие перегоны позволила не сильно напрягаться в пути. Всё, конечно, не прошло на 100% гладко, но в целом мы остались довольны, и теперь всем активно советуем – уезжайте путешествовать при первой возможности :)