Найти в Дзене

Белорский цикл О. Громыко: вдохновленный Сапковским?

Решила опять вернуться к теме пересечений между книгами Ольги Громыко и романами о Ведьмаке Анджея Сапковского (я уже писала о некоторых точках пересечения ранее). В прошлом материале я говорила о вполне конкретных образах и ситуациях, но потом в какой-то момент вдруг осознала, насколько глобальнее присутствие мира Ведьмака в Белорском цикле. То, о чем буду говорить дальше, - исключительно моё мнение (а возможно, и просто фантазия увлекшегося сравнением литератора).

О схожем устройстве мира книг я уже говорила, но дело здесь не только в условном Средневековье. Все эти кметы, войты, солтысы, рыцари одни и те же в обоих циклах, и ноги их растут из общего польско-белорусского прошлого. Так что ничего удивительного в том, что Ольга Громыко населила свою Белорию примерно теми же социальными категориями, что и Сапковский. Ведьмаков в мире Громыко нет, их "роль" выполняют маги-практики, да нравы в Белории и окрестностях помягче, чем в мире Геральта.

Пристрастие Ольги Громыко к персонажам-блондинам - умелым воинам с загадочным прошлым и непростым настоящим - я тоже уже отмечала. Думается, эти образы (Лён, Альк - хоть это и не Белорский цикл) могут быть навеяны Геральтом. Люди шарахаются от ведьмака, почти так же они шарахаются и от вампиров, и Вольхе нужно быть смелой и независимой в суждениях, чтобы разобраться в личности повелителя Догевы.

В "Верных врагах" в роли монстра, которым люди пугают друг друга, оказывается оборотень Шелена. Здесь - она своеобразный "Геральт", от неё ждут ужасных преступлений, но Шелена в итоге оказывается героиней. Ни Геральт, ни Шелена не выбирали, кем им быть. Оба могли бы попытаться отказаться от своей натуры, но пожелали остаться собой (при этом Шелена полностью приняла свою природу, а вот Геральт иногда сомневается).

В "Верных врагах" находятся параллели для многих центральных персонажей Сапковского: полуэльф менестрель Храйк, конечно, совсем не похож на Лютика, но как не вспомнить? Ловкая воинственная Вирра напоминает ведьмачку Цири (даже в именах есть некое созвучие). О драконе Мраке, принимающем облик человека, я уже говорила. Черноволосая лицемерная чародейка Тайринн вызывает в памяти Йеннифер - ну в самом деле, кому из читательниц хоть раз не хотелось избавить Геральта от этой... женщины? (хотя, конечно, Йеннифер - куда более сложный и неоднозначный образ, чем корыстная эгоистка Тайринн). А ещё Цири назвала свою кобылу Кэльпи, а герои "Верных врагов" передвигались на самих кэльпи - речных духах, принявших облик лошадей.

Разочаровалась ли я в Белорском цикле, когда осознала, откуда у него ноги растут? Нисколько. Даже если ты берешь те же шахматные фигуры, что и игрок до тебя, партию ты играешь совершенно другую, свою. Мир и персонажи Сапковского подтолкнули, вдохновили, навеяли - Белория и сопределье родились и стали жить и развиваться по собственным законам. Честно говоря, читать книги Громыко мне приятнее и интереснее, чем Сапковского. На мой взгляд, у белорусской писательницы ярче и интереснее язык, её персонажи мне ближе и понятнее, как и её восприятие мира. Ну и фирменный юмор, куда же без него, Громыко частенько переворачивает с ног на голову ситуации из "Ведьмака", превращая серьёзное в смешное.

Кстати, поговаривают, что пан Анджей и сам Геральта где-то подглядел... Но это уже совсем другая история:)