Утренник в детском саду. Родители в зале с камерами, фотоаппаратами, планшетами и смартфонами, готовые запечатлеть появление своего чада. Дети под торжественную музыку входят в зал.
(расскажу из опыта наблюдения за утренниками в других детских садах).
Первой идёт девочка Яна, всех походу направляет и останавливает. Потом Яна громко объявляет о начале концерта, после коллективного танца она же читает длинное стихотворение, удивляя хорошей дикцией. Затем все поют песню хором, но Яна стоит центре и имеет сольную партию, пританцовывает и еще подыгрывает на барабане…
Последним идет мальчик Витя, стоит в последнем ряду, не танцует потому что забывает движения, не читает стихи, так как имеет логопедические проблемы, и в сценках не участвует потому, что у него нет костюма да и у Яны получается лучше…
Знакомая ситуация? И так часто бывает… Конечно, проще "вытащить" утренник на должный уровень за счет талантливых детей, меньше забот - меньше хлопот.
***Не надо так, не делаю так сама и не разрешаю воспитателям.
Утренник – это не шоу талантов, не конкурс и не отчетный концерт в доме культуры. Да, в целом утренник должен быть чётко выстроен по форме и чётко отрепетирован (кто где встал, сел, вышел, ушёл...)
Здесь нужно стараться не на принцип «раздадим способным детям роли, а неспособных спрячем», а на личный результат каждого ребёнка, на его личные достижения и прогресс. Дети должны иметь равные возможности участия в утреннике при разных способностях. Понятно, что в рамках одного утренника на всех ролей не хватит, поэтому музыкальный руководитель (я в частности) совместно с воспитателем ведет график, отмечая участие каждого ребенка в течение года в утренниках; поэтому танцуют и поют коллективные песни безоговорочно все дети; поэтому все дети принимают участие в играх и хороводах, поэтому тот, кто участвует в сценке не читает стихотворение (его читает другой ребёнок).
Плохо, если мальчик Витя с детского сада прочно усвоит, что он всегда последний, что на него никто не надеется и что "толку от него нет". Девочке Яне тоже несладко, она привыкла быть первой, ведущей и самой лучшей, но однажды, в школе например, она не сможет быть первой и эта ситуация рано или поздно вылетит в травму.
Психологически здоровая личность – гибкая. Спокойно воспринимает любые перемещения, взлеты и падения, славу и забвение. Поэтому важно, чтобы у ребёнка был разный опыт:
- шагать первым, вести за собой остальных – и быть замыкающим колонну
- стоять в первом ряду, чувствуя за спиной своих товарищей – и стоять за спинами других
- стоять в толпе, в окружении других людей – и стоять одному, в центре зала, ощущая на себе внимание всех.
- исполнять сольную партию или подпевать другим