Это продолжение одноимённой статьи Ники Хопкинс, как зеркало рока, опубликованной на моём канале некоторое время назад. Хопкинс оставил настолько богатое наследие и сотрудничал с настолько большим количеством известных музыкантов, что в рамках одной статьи рассказать о нём затруднительно. к тому же в формате дзена.
В прошлой статье мы остановились на 1967 годе, хотя я и начал с выдающейся работы Хопкинса на альбоме The Rolling Stones "Beggars Banquet". Вообще с Роллинг Стоунз Хопкинс сотрудничал прочно и долго. С его участием записаны практически все альбомы группы за период с 1967 по 1976 годы, были проведены мировые концертные туры 1971, 1972 и 1973 годов. Особенно музыкальные критики отмечают вклад Ники в эскапистский альбом роллингов Exile on a Main Street, записанный группой действительно в добровольном изгнании на Лазурном берегу во Франции. Что до меня, то мне больше нравится работа Хопкинса на Let It Bleed и, конечно, волшебный фортепианный аккомпанемент в композиции Angie, который запросто можно выпускать самостоятельной фортепианной пьесой, настолько он совершенен
Но это уже начало семидесятых, а во второй половине шестидесятых Ники, обогатив альбомы таких корифеев, как The Kinks, The Who, The Move и The Rolling Stones перешёл таки от наёмной сессионной работы к работе в группе. Удивительно, но он, отклонив предложение Led Zeppelin, предпочёл им группу Джеффа Бека, с которой записал два альбома. Джефф Бек вышел из альма-матер хард рока группы Yardbirds, где играл с Пейджем и Клэптоном. Вероятно более лёгкий подход к рок-музыке в группе Джеффа Бека Хопкинсу импонировал больше, чем стремительно утяжеляющийся Лед Зеппелин. И в самом деле, в музыке цеппелинов я как-то Хопкинса не вижу, хотя таких универсалов ещё поискать. The Jeff Beck Group тоже достаточно такая "вещь в себе". При всей известности и почитаемости Джеффа Бека, как прекрасного гитариста и новатора на протяжении многих и многих лет группа его как-то не взлетела и в мировой музыке он гораздо менее известен, чем его коллеги по раннему творчеству. Видео с группой в интрнете считанные единицы, но мне посчастливилось найти ролик 1969 года с фестиваля в Филмор-Ист, где Хопкинс играет на органе и фортепиано. Запись, правда, ужасная
Тут надо бы упомянуть о том, что Хопкинс пробовал себя и на сольном поприще. Ещё в 1966 году он выпустил первый сольный альбом под названием The Revolutionary Piano of Nicky Hopkins. Ничего революционного. несмотря на название, в альбоме не было. Это довольно легковесные фортепианные пьесы и каверы Битлз и Роллинг Стоунз. На мой взгляд, трагедия (а может и достоинство) Хопкинса в том, что он не был композитором и сочинителем, он был лишён дара мелодиста. Однако он был величайшим аранжировщиком, превосходным импровизатором и мог развить любую тему в каком угодно направлении и в какой угодно гармонии от классической до блюзовой, что называется. с листа. Можно сказать, что он не создавал форму, но наполнял её порой таким неожиданным содержанием, какого автор формы и не предполагал. Хонки-тонк манера в аккомпанементе к композициям Кинкс легко сменялась удивительно светлым классическим скерцо, достойным "Музыкальных моментов" Шуберта, в проигрыше композиции She's a Rainbow Роллинг Стоунз, а жуткий апокалиптический аккордный ряд в страшной психоделической We Love You тех же Роллинг Стоунз легко соседствовали с классическим двенадцатитактовом блюзом в аккомпанементе к Revolution No 1 Битлз, на запись которой, похоже, они пригласили Хопкинса просто потому что он Хопкинс, звезда аккомпанемента. Поскольку вклад клавишей в этой композиции сильно второстепенный.
Но вернёмся к биографии. Покинув группу Джеффа Бека в середине 1969 года Ники, как настоящий Гражданин Мира перебирается в Америку и там записывает альбом с Jefferson Airplane, формируя так называемое "сан-францисское звучание", которое на долгое время ассоциируется с психоделическим роком американского розлива. В составе Jefferson Airplane Хопкинс появляется на легендарном Фестивале в Вудстоке утром третьего дня. Хотя группа должна была закрывать второй день. Об этом я написал подробные статьи, последняя из которых "Реальный Вудсток. Финал второго дня" была опубликована несколько дней назад, там есть ссылки и на предыдущие статьи цикла. К сожалению в получасовом сете группы на утренней сцене Вудстока Хопкинс в кадре практически не появляется, поскольку сидит за клавишами в глубине сцены, заставленной колонками. Тем не менее, участником легендарного мероприятия он становится
В том же 1969 году Ники становится участником довольно интересной калифорнийской группы Quicksilver Messenger Service , игравшей психоделику, но в смешении с элементами джаза, фолка и классики. Мне кажется такой вот музыкальный кругозор, да ещё приближенный больше к акустике, чем к электричеству, Хопкинсу подходил больше всего. Что он и подтвердил, продемонстрировав выдающуюся работу в композиции Edward, the Mad Shirt Grinder, за что, между прочим, получил от Роллинг Стоунз прозвище Эдвард. Через два года, ожидая в Париже Кейта Ричардса на его же квартире для сессий упомянутого уже Exile on a Main Street, остальные роллинги вместе с Хопкинсом устроили джем-сейшен, вышедший настолько удачным, что он был выпущен альбомом Jamming With Edward, где Эдвард - это и есть Хопкинс. Джем этот желающие могут легко найти в сети, а я поставлю ту самую композицию Quicksilver Messenger Service, хоть она и довольно продолжительная
Классические арпеджио чередуются с синкопированным буги-ритмом, широкие аккордные серии сменяются игрой в нижнем регистре - большая редкость для рок-музыки, лично у меня сразу же возникает ассоциация с Рахманиновым. К сожалению в ролике фортепиано убрано на второй план в угоду гитарному драйву в духе времени. Но раз уж даже рок-музыканты дали Хопкинсу кличку Эдвард в честь этой композиции, значит даже они оценили выдающееся владение инструментом у Ники.
Период 1969-1972 годов это золотой период Хопкинса. Он умудряется поучаствовать помимо упомянутых уже групп ещё и в группе Стива Миллера, периодически концертирует с Greatful Dead и участвует в записи сольных альбомов всех битлов. Одна его работа для меня стоит особняком. В 1971 году Джон Леннон в пожарном порядке собирает команду для записи альбома Imagine, который был в том числе ответом на альбом Пола Маккартни Ram. В группу входят старый приятель Битлз Клаус Форман на басу, ударник из Yes Алан Уайт и Ники Хопкинс в качестве клавишника практически на всех композициях, кроме заглавной. Альбом был записан за неделю в мае 1971 года в ходе нескольких сессий. Ники, как и всегда, играл практически с листа, на звук и его работа. например, в антимаккартниевской злой композиции How Do You Sleep? исключительно хороша. Его проигрыш во второй половине композиции выглядит, как совершенно отдельный фрагмент, рождённый гармонией песни. Что ни говори. а импровизатор из Ники отменный, он, что называется, всегда в теме. Хорошо, что есть аутентичная запись прямо со студийной сессии, можно оценить уровень вживую.
В этом же году группа The Who выпускает свой, пожалуй, лучший альбом Who's Next. Хопкинс аккомпанирует на фортепиано в двух композициях - Getting In Tune и Song Is Over. Делает он это в широкой классической манере, чередуя арпеджио с аккордами, и именно этой широтой песни и запоминаются. Фортепиано звучит во вступлениях к обеим композициям и как бы формирует их скелет. Что интересно, обе композиции, как мне кажется, выпадают из альбома и звучат скучновато. что не отменяет замечательного аккомпанемента Хопкинса и его вклада в "новые стандарты хард-рока", как оценила альбом современная ему критика.
В 1973 году Хопкинс выпускает свой второй сольный альбом. который считается вершиной его творчества. Альбом называется The Tin Man Was a Dreamer, в качестве приглашённых музыкантов Ники помогают Джордж Харрисон, Мик Тейлор из Роллинг Стоунз и перкуссионист Рэй Купер, известный по работе с Элтоном Джоном в частности на концертах в России в 1978 году. Альбом состоит из фортепианных пьес, блюзовых и буги-композиций с вокалом и выдержан в общем-то в одной манере. Однако по прежнему видно, что как композитор Ники слабоват, хотя и прекрасен, как виртуоз. Особого успеха альбом не имеет.
Где-то после 1975 года Ники окончательно уходит из музыкального бизнеса, живёт в Калифорнии и периодически играет с местными группами по местным барам. Несмотря на значительный вклад в композиции и альбомы самых разных известнейших групп по обе стороны океана, никаких гонораров за впечатляющую сессионную деятельность Хопкинс не получает, так как во время записей имел статус наёмного работника и получал почасовую оплату. Исключение составляет наиболее успешный для Хопкинса, с моей точки зрения, проект - его работа в Quicksilver Messenger Service, где он числился полноценным участником группы и автором композиций.
В восьмидесятые Хопкинс изредка записывается опять же в качестве сессионного музыканта с Артом Гарфанкелом, Родом Стюартом, Мит Лоафом и даже с Хулио Иглесиасом - к нему постоянно стоит очередь из музыкальных селебрити, желающих видеть его клавиши в своих композициях, но он откликается на редкие предложения. Случалось ему писать музыку для фильмов, в том числе он получил известность в Японии, проиллюстрировав некоторые японские фильмы своими звуковыми дорожками.
Умирает Хопкинс в 1994 году, в возрасте пятидесяти лет в Нэшвилле, куда он переехал с побережья для смены климата, поскольку с детства страдал болезнью Крона.
Светлая ему память